logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и

все же "праведен Господь во всех путях своих" (Пс. 144, 17)

Но разве не справедливо также и то, Господи, чтобы Ты злых наказывал?

Ведь справедливо то, чтобы Ты так был справедлив, чтобы нельзя было

представить себе Тебя еще справедливее. Атаким Ты никогда не мог быть, если

бы воздавал только добрым добром и не воздавал злым злом. Ибо справедливее

тот, кто и добрым и злым воздает заслуженное, чем тот, кто только добрым.

Значит, по-Твоему, справедливо, Боже милостивый и праведный, и когда Ты

наказываешь, и когда Ты прощаешь. Воистину, стало быть, "все пути Господни

-- милость и истина", и все же "праведен Господь во всех путях своих".

Притом без всякого противоречия; ибо те, кого Ты хочешь наказать,

несправедливо будет, если спасутся, атем, кого хочешь простить,

несправедливо быть проклятыми. Ведь то одно только справедливо, чего Ты

хочешь, и несправедливо, чего Ты не хочешь. Следовательно, так рождается от

справедливости Твоей милосердие Твое, что справедливо то, что Ты так благ,

что, и прощая, пребываешь благим. И наверное, поэтому всеправедный может

желать добра злым. Но если как-нибудь еще можно понять, почему Ты можешь

хотеть спасти злых, то, конечно, никакому рассудку непостижимо, почему Ты за

равное зло одних, по высшей благости, спасаешь скорее, чем других, а этих --

по высшей справедливости -- проклинаешь скорее, чем тех.

Итак, значит, Ты поистине чувствителен, всемогущ, милосерд и

бесстрастен постольку, поскольку Ты жив, мудр, благ, блажен, вечен и все

остальное, чему лучше быть, чем не быть.