logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава XVI

Сравнение Бога, ангела, души и тела

Итак, мы возвышаемся от тела к душе, от нее к ангелу, от него к Богу.

Бог выше вечности; ангел находится в вечности целиком. Разумеется, как его

действие, так и его сущность пребывают в покое. Покой свойствен вечности.

Душа частично находится в вечности, частично во времени. Ибо субстанция ее

всегда пребывает тождественной, не увеличиваясь и не уменьшаясь.

Деятельность же ее, как мы несколько ранее показали, развивается в

промежутки времени. Тело целиком подчинено времени. Ведь и субстанция его

изменчива, и всякое его действие требует некоего времени. Итак, Единое

пребывает выше движения и покоя, ангел -- в покое, душа равным образом в

покое и в движении, тело --только в движении. Далее, Единое выше числа,

движения и места; ангел -- в числе, но выше движения и места; душа -- в

числе и движении, но выше места; тело же подчинено и числу, и движению, и

месту. Дело обстоит так, поскольку Единое не обладает никаким числом, и не

состоит из частей, и никоим образом не изменяет своего состояния, и не

ограничено никаким местом. Ангел же обладает числом частей или форм, но

свободен от движения и места. Душа обладает множеством частей и стремлений и

изменяется разнообразием своих страстей и развитием своего рассуждения, но

свободна от ограничения места. Тело же подчинено этому всему.