О разнообразии страстей
Нашего царя -- по вечному закону, который дан ему от Бога, -- можно
подавить, но нельзя испортить, если он возражает или противится. Если прочий
люд будет ему повиноваться, он никогда не допустит ничего, в чем следовало
бы раскаиваться, ничего гибельного; все будет сделано с величайшей
сдержанностью, с величайшим спокойствием. О страстях же стоики и
перипатетики думают различно, хотя все едины в том, что следует жить
разумом, а не страстью. Но они полагают, что от страстей, которые прежде
всего возбуждаются чувствами, -- и ты ими пользуешься как наставниками --
потом следует вовсе отказаться (когда ты дойдешь до способности
по-настоящему различать то, к чему надо стремиться, и то, чего надо
избегать). Ведь страсти тогда не только не полезны для мудрости, но
губительны. И поэтому они хотят, чтобы истинный мудрец был свободен от всех
такого рода пороков, как от болезней души, и они с трудом разрешают мудрецу
те первоначальные предшествующие разуму человеческие побуждения, которые они
называют иллюзиями. Перипатетики учат, что страсти следует не искоренять, а
обуздывать. Полагают, что и в них есть какой-то толк, потому что они даны
нам от природы как некое побуждение к добродетели и поощрение, вроде того,
как гнев для храбрости, зависть -- для усердия и тому подобное. Однако
Сократ в Платоновом "Федоне" думает, что философия -- не что иное, как
размышление о смерти, т.е. что дух может очень сильно отдаляться от вещей
плотских и чувственных и обращаться на то, что воспринимается разумом, а не
чувствами. Кажется, он скорее согласен со стоиками.
Поэтому следует сперва познать движения души, затем понять, что они
вовсе не так сильны, чтобы их нельзя было ни укротить разумом, ни склонить к
добродетели. Ведь я повсюду слышу губительное мнение людей, которые говорят,
что их понуждают к порокам. Другие, наоборот, не зная самих себя, вместо
велений разума следуют порыву такого рода; при этом гнев или зависть
убеждают их до такой степени, что они называют это рвением Божьим. Но
подобно тому как одно государство бывает мятежнее другого, так один человек
склонен к добродетели более другого; это различие происходит не из-за
различия душ, а либо из-за воздействия небесных тел, либо коренится в
предках, в воспитании или же в самом строении тела. Тот рассказ Сократа о
возничих и конях хороших и плохих -- не бабьи россказни. Ведь ты сам может
видеть, что некоторые люди с весьма скромными природными способностями так
податливы и легки, что безо всякого труда приходят к добродетели, бегут
вперед без шпор, по своей воле. У других, напротив, тело строптивое, будто
необъезженный и лягающийся конь; и весь вспотевший объездчик с трудом
укрощает его беснование крепчайшей уздой, бичом и шпорами. Если такое
случайно произойдет с тобой, не падай сразу духом, сильнее старайся, пойми,
что путь к победе для тебя не закрыт, но тебе представляется более
многообещающий повод для добродетели. Если ты родился в здравом уме, то по
этой причине ты не лучше другого, а просто счастливее; и более того -- чем
счастливее, тем ответственнее. Однако есть ли у кого-нибудь столь счастливые
свойства, чтобы ему не с чем было бороться?
Поэтому, чем более обеспокоен будет царь, тем больше ему следует
бодрствовать. Некоторые человеческие пороки -- почти врожденные; говорят,
что некоторым народам присуще вероломство, другим -- стремление к роскоши,
третьим -- похоть. Определенные пороки связаны со строением тела: так,
сангвиникам присущи женолюбие и любовь к наслаждениям. Холерикам -- гнев,
дикость, злоязычие. Флегматикам -- вялость, сонливость. Меланхоликам --
завистливость, уныние, горечь. Некоторые пороки с возрастом ослабевают или
же усиливаются, как, например, похотливость в юности, а также
расточительность, опрометчивость. В старости -- скупость, придирчивость,
жадность. Кажется, есть и такие, которые присущи разным полам: в мужчине --
неистовство, в женщине -- суетность и жажда мести. Между тем бывает, что
природа, как бы распределяя, возмещает болезненную наклонность души
каким-нибудь противоположным даром. Один человек хотя скорее склонен к
наслаждениям, однако совсем не гневлив, совсем не завистлив. Другой --
неподдельно застенчив, но высокомерен, гневлив, корыстолюбив. Нет недостатка
и в таких, которых соблазняют противоестественные, роковые пороки:
воровство, святотатство, человекоубийство; всем им надлежит всяческим
образом противостоять, против их натиска следует возвести несокрушимую стену
твердой цели. С другой стороны, существуют некоторые страсти, столь близкие
к добродетелям, что есть опасность обмануться в них из-за неясного различия.
Мы должны будем их исправлять и подходящим образом обращать в ближайшие к
ним добродетели. Например, кто-нибудь чрезмерно вспыльчив; он обуздает себя
и станет более живым, устремленным, совсем невялым, станет прямым, открытым.
Другой несколько склонен к скупости: пусть одумается и станет домовитым. Кто
льстив, станет вежливым и любезным; слишком строгий станет твердым; слишком
унылый -- серьезным; глуповатый -- способным покоряться; так же можно
справиться с прочими легкими заболеваниями души. Нам следует только
опасаться, как бы не скрыть пороки под именем добродетели: не называть
уныние серьезностью, жестокость -- строгостью, зависть -- ревностью,
корыстолюбие -- хозяйственностью, угодливость -- вежливостью, шутовство --
остроумием. Поэтому существует один-единственный путь к счастью: главное
познать самого себя; затем делать все не в зависимости от страстей, а по
решению разума. Но разум да будет здравым и понятливым, т.е. пусть он будет
направлен только на благородное.
Ты скажешь: "Да, трудны твои советы". Кто отрицает? Однако верно то
изречение Платона, в котором говорится, что все прекрасное трудно. Нет
ничего отважнее, чем победа над самим собой, но нет и награды, большей, чем
блаженство. Это, как и все остальные, очень хорошо доказывает Иероним. Нет
никого счастливее христианина, которому обещано царство небесное. Нет никого
многострадальнее, чем тот, кто каждый день рискует жизнью. Нет никого
крепче, чем тот, кто побеждает дьявола. Никого нет глупее, чем тот, кого
одолевает плоть. Если ты взвесишь свои силы, не будет ничего труднее
подчинения плоти духу; а если станешь смотреть на Бога -- помощника своего,
то не будет ничего легче. Ты только прими этот совет совершенной жизни с
открытым сердцем и отстаивай принятое. Никогда человеческий дух не
приказывал себе страстно того, чего бы он не исполнил. Большая часть
христианского учения заключается в том, чтобы всем сердцем желать стать
христианином. То, что сначала будет казаться непреодолимым, от первого
успеха станет мягче, от опыта -- легче и, наконец, от привычки -- приятным.
Известно изречение Гесиода, который говорит, что путь к добродетели сначала
труден, но, когда вскарабкаешься на вершину, тебя ждет полнейший покой. Нет
такого дикого животного, которое человек не смог бы приручить, а у того, кто
всех укрощает, не окажется никакого способа укрощения? Для того чтобы стать
здоровым, ты можешь годами приказывать себе быть умереннее, воздерживаться
от Венеры, как предписал тебе это врач, т.е. человек; но разве для
спокойствия всей жизни ты не можешь в течение нескольких месяцев приказывать
своим страстям то, что заповедал Бог-Творец? Чтобы оградить тело от хвори,
ты делаешь все, а чтобы освободить тело и душу от вечной смерти, ты не
делаешь и того, что делали язычники?
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев