Лоренцо балла
(1407--1457)
Уроженец Рима Лоренцо Балла уже в молодые годы стал известен как один
из талантливых философов-гуманистов. В возрасте 23-х лет он уже был
преподавателем университета в Павии, а в 1431 г. издал свое знаменитое
сочинение "О наслаждении" (в 1433 г. это сочинение было переиздано в
расширенной редакции под названием "Об истинном и ложном благе").
Не оставил он своей литературной деятельности и позднее, когда состоял
при дворе сицилийского короля Альфонса Арагонского. При этом многие
произведения Лоренцо Балла были направлены против римско-католической
церкви, ибо он постоянно выступал против светской власти римских пап,
доказывал бессмысленность аскетизма и монашества. В одном из произведений он
говорил: "Я дерзаю выступить против верховного первосвященника".
Может быть наибольшую "дерзость" Лоренцо Балла проявил в своем
сочинении "Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты
Константина", написанном в 1440 г. Дело в том, что римско-католическая
церковь считала себя наследницей дветской власти римских императоров. Это
мнение основывалось на "Дарственной грамоте", которую якобы даровал в IV в.
император Константин римскому папе Сильвестру I. "Дар Константина" в течение
многих веков считался юридическим обоснованием претензий римских пап на
обладание светской властью не только в папской области в Италии, но и во
всех европейских государствах, где исповедовалось католичество.
Лоренцо Балла впервые провел исторический и филологический анализ
"Дарственной грамоты" и доказал подложность этого документа, его гораздо
более позднее происхождение. Поэтому саму грамоту он называл "бесстыдной
басней". Вполне понятно, что сочинение Лоренцо Балла вызвало огромный гнев в
Риме, и мыслителю даже пришлось иметь дело с инквизицией.
Впрочем, новые гуманистические настроения получили влияние и в римской
курии. С приходом к власти папы Николая V, симпатизировавшего гуманистам,
изменилось и отношение к Лоренцо Балла. Он был приглашен на должность
апостолического секретаря и профессора римского университета. При этом он не
отказался от своих убеждений.
В духе всеобщего увлечения античной философией, Лоренцо Балла одним из
первых гуманистов обратил внимание на творческое наследие Эпикура. В 1417 г.
была найдена и позднее опубликована поэма римского поэта и мыслителя Тита
Лукреция Кара "О природе вещей", в которой излагались эпикурейские
воззрения. В довольно короткие сроки поэма Лукреция Кара стала очень
популярной. Мыслителей Эпохи Ренессанса привлекло в философии Эпикура прежде
всего учение о наслаждении, и между ними развернулась настоящая дискуссия о
сущности этого учения.
Трактат "О наслаждении", написанный Лоренцо Балла, стал прямым
продолжением данной дискуссии. Философ-гуманист призывал к самому
внимательному прочтению идей Эпикура. Ведь с официальной католической точки
зрения философия Эпикура порицалась, как несоответствующая общему
христианскому мировоззрению, которое отрицало наслаждение как цель
человеческою существования.
Лоренцо Балла, наоборот, увидел в учении Эпикура опору для обоснования
новой гуманистической этики. С его точки зрения, человек должен следовать
своей природе, предрасположившей его к наслаждению, обязан заботиться не
только о душевном, но и о телесном здоровье, И вообще, стремление к
наслаждению, в трактовке Лоренцо Балла, является главным стимулом, движущим
всеми человеческими поступками. Наслаждение есть высшее благо, поэтому в
одной из глав своей книги "О наслаждении" он пишет: "Жить без наслаждения
невозможно, а без добродетели можно". А в другом месте провозглашает: "Да
здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого
пола!"
И вообще, Балла буквально воспевает человеческие чувства, доставляющие
наслаждения, выразив в одном из своих произведений сожаление, что у человека
только пять, а не пятьдесят или даже не пятьсот чувств!
Вполне естественно, что подобная позиция приводила мыслителя к
восприятию личности как центра бытия вообще. Неискоренимый эгоизм
человеческой природы обосновывается уже в силу стремления к самосохранению.
Недаром Балла утверждает, что его личная жизнь для него самого-- высшее
благо. Собственная жизнь для человека более предпочтительна, нежели жизнь
других людей. И все помыслы человека самой природой направляются на заботу о
самом себе.
По сути дела, у Лоренцо Балла формулируется настоящая "апология
наслаждения", которая становится одним из важнейших принципов морали. Однако
при этом само наслаждение понимается не как только лишь удовлетворение неких
низменных плотских потребностей. Наоборот, в полном соответствии с Эпикуром,
утверждается идея наслаждения как гармонии духовного и телесного начал, в
равной степени присущих человеку и поэтому обязательных для него.
Более того, остерегая людей от того, чтобы исповедовать лишь плотские
наслаждения, он говорит: "Нужно отметить, что хотя я говорил, что
наслаждение или удовольствие есть всегда благо, но стремлюсь я все же не к
наслаждению, а к Богу. Наслаждение есть любовь, и Бог дает это наслаждение".
Поэтому Лоренцо Балла называет истинным наслаждением то, которое испытывает
душа в раю.
Впоследствии "апология наслаждения" становится одной из важнейших тем
во всей гуманистической литературе, ибо через призму эпикурейских идей,
понятых в новом духе, как бы прояснялись новые уже гуманистические идеи о
сущности человеческой личности, о взаимоотношениях отдельного человека с
Богом и другими людьми.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев