logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Лоренцо балла

(1407--1457)

Уроженец Рима Лоренцо Балла уже в молодые годы стал известен как один

из талантливых философов-гуманистов. В возрасте 23-х лет он уже был

преподавателем университета в Павии, а в 1431 г. издал свое знаменитое

сочинение "О наслаждении" (в 1433 г. это сочинение было переиздано в

расширенной редакции под названием "Об истинном и ложном благе").

Не оставил он своей литературной деятельности и позднее, когда состоял

при дворе сицилийского короля Альфонса Арагонского. При этом многие

произведения Лоренцо Балла были направлены против римско-католической

церкви, ибо он постоянно выступал против светской власти римских пап,

доказывал бессмысленность аскетизма и монашества. В одном из произведений он

говорил: "Я дерзаю выступить против верховного первосвященника".

Может быть наибольшую "дерзость" Лоренцо Балла проявил в своем

сочинении "Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты

Константина", написанном в 1440 г. Дело в том, что римско-католическая

церковь считала себя наследницей дветской власти римских императоров. Это

мнение основывалось на "Дарственной грамоте", которую якобы даровал в IV в.

император Константин римскому папе Сильвестру I. "Дар Константина" в течение

многих веков считался юридическим обоснованием претензий римских пап на

обладание светской властью не только в папской области в Италии, но и во

всех европейских государствах, где исповедовалось католичество.

Лоренцо Балла впервые провел исторический и филологический анализ

"Дарственной грамоты" и доказал подложность этого документа, его гораздо

более позднее происхождение. Поэтому саму грамоту он называл "бесстыдной

басней". Вполне понятно, что сочинение Лоренцо Балла вызвало огромный гнев в

Риме, и мыслителю даже пришлось иметь дело с инквизицией.

Впрочем, новые гуманистические настроения получили влияние и в римской

курии. С приходом к власти папы Николая V, симпатизировавшего гуманистам,

изменилось и отношение к Лоренцо Балла. Он был приглашен на должность

апостолического секретаря и профессора римского университета. При этом он не

отказался от своих убеждений.

В духе всеобщего увлечения античной философией, Лоренцо Балла одним из

первых гуманистов обратил внимание на творческое наследие Эпикура. В 1417 г.

была найдена и позднее опубликована поэма римского поэта и мыслителя Тита

Лукреция Кара "О природе вещей", в которой излагались эпикурейские

воззрения. В довольно короткие сроки поэма Лукреция Кара стала очень

популярной. Мыслителей Эпохи Ренессанса привлекло в философии Эпикура прежде

всего учение о наслаждении, и между ними развернулась настоящая дискуссия о

сущности этого учения.

Трактат "О наслаждении", написанный Лоренцо Балла, стал прямым

продолжением данной дискуссии. Философ-гуманист призывал к самому

внимательному прочтению идей Эпикура. Ведь с официальной католической точки

зрения философия Эпикура порицалась, как несоответствующая общему

христианскому мировоззрению, которое отрицало наслаждение как цель

человеческою существования.

Лоренцо Балла, наоборот, увидел в учении Эпикура опору для обоснования

новой гуманистической этики. С его точки зрения, человек должен следовать

своей природе, предрасположившей его к наслаждению, обязан заботиться не

только о душевном, но и о телесном здоровье, И вообще, стремление к

наслаждению, в трактовке Лоренцо Балла, является главным стимулом, движущим

всеми человеческими поступками. Наслаждение есть высшее благо, поэтому в

одной из глав своей книги "О наслаждении" он пишет: "Жить без наслаждения

невозможно, а без добродетели можно". А в другом месте провозглашает: "Да

здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого

пола!"

И вообще, Балла буквально воспевает человеческие чувства, доставляющие

наслаждения, выразив в одном из своих произведений сожаление, что у человека

только пять, а не пятьдесят или даже не пятьсот чувств!

Вполне естественно, что подобная позиция приводила мыслителя к

восприятию личности как центра бытия вообще. Неискоренимый эгоизм

человеческой природы обосновывается уже в силу стремления к самосохранению.

Недаром Балла утверждает, что его личная жизнь для него самого-- высшее

благо. Собственная жизнь для человека более предпочтительна, нежели жизнь

других людей. И все помыслы человека самой природой направляются на заботу о

самом себе.

По сути дела, у Лоренцо Балла формулируется настоящая "апология

наслаждения", которая становится одним из важнейших принципов морали. Однако

при этом само наслаждение понимается не как только лишь удовлетворение неких

низменных плотских потребностей. Наоборот, в полном соответствии с Эпикуром,

утверждается идея наслаждения как гармонии духовного и телесного начал, в

равной степени присущих человеку и поэтому обязательных для него.

Более того, остерегая людей от того, чтобы исповедовать лишь плотские

наслаждения, он говорит: "Нужно отметить, что хотя я говорил, что

наслаждение или удовольствие есть всегда благо, но стремлюсь я все же не к

наслаждению, а к Богу. Наслаждение есть любовь, и Бог дает это наслаждение".

Поэтому Лоренцо Балла называет истинным наслаждением то, которое испытывает

душа в раю.

Впоследствии "апология наслаждения" становится одной из важнейших тем

во всей гуманистической литературе, ибо через призму эпикурейских идей,

понятых в новом духе, как бы прояснялись новые уже гуманистические идеи о

сущности человеческой личности, о взаимоотношениях отдельного человека с

Богом и другими людьми.