Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
злых; и о том, что Он справедливо сжаливается над злыми
Но злых как Ты щадишь, если Ты и всецело праведен, и в высшей степени
праведен? Иначе говоря, как же выходит, что всецело и в высшей степени
справедливый делает то, что несправедливо? Или какая справедливость в том,
чтобы заслужившему смерть вечную дать жизнь вековечную? Отчего же, Боже
добрый, добрый и к добрым и ко злым, отчего спасаешь Ты злых, если это
несправедливо, а Ты не делаешь ничего несправедливого?
Потому ли, что благость Твоя непостижима, скрывается это в свете
неприступном, где Ты обитаешь? Поистине в высочайшем и сокровеннейшем
благости твоей укрыт источник, откуда изливается поток милосердия Твоего.
Ибо хотя всецело Ты и в высшей степени справедлив, все же потому Ты милостив
также и к злым, что в высшей степени благ. Ведь Ты был бы менее благ, если
бы ни к какому злому не был милостив. Ибо лучше тот, кто добр и к добрым и к
злым, чем тот, кто добр только к добрым, И лучше тот, кто добр к злым, и
наказывая и щадя, чем тот, кто -- только наказывая. Значит, Ты потому
милосерд, что Ты всецело и в высшей степени благ. И если может быть понятно,
почему Ты воздаешь добрым добром, а злым злом, то, конечно, глубочайшего
изумления достойно то, что Ты, всецело справедливый и ни в чем не
нуждающийся, злым и виноватым перед тобою воздаешь добром. О высота благости
Твоей, Боже мой! И видно, отчего Ты милосерд, и не до конца видно. Видно,
откуда поток изливается, и не разглядеть источник, его рождающий. Ведь и от
полноты благости -- то, что Ты кроток к грешникам Твоим, и в высоте благости
прячется причина этого. В самом деле, когда Ты по благости своей воздаешь
добрым добром, а злым злом, то видно, что этого требует смысл
справедливости. Но если Ты воздаешь злым добром, то нам понятно, что
всеблагой пожелал это сделать, и удивительно, почему мог пожелать такого в
высшей степени справедливый.
О милосердие, из сколь изобильной сладости и сладостного изобилия ты
притекаешь к нам! О безмерность доброты Божьей, с какой страстью должны
любить тебя грешники! Праведных ведь Ты спасаешь рука об руку с
справедливостью, а этих освобождаешь, когда они прокляты справедливостью.
Одних -- при помощи их заслуг, других -- вопреки их заслугам. Одних --
узнавая то добро, которое Ты сам им дал; других -- не помня зол, которые ты
ненавидишь. О безмерная благость, Ты, что так превосходишь всякое разумение,
да приидет на меня это милосердие, исходящее из толикого изобилия Твоего! Да
вольется в меня то, что изливается из Тебя! Пощади меня по милости, не
отомсти по справедливости! Ибо хотя и трудно уразуметь, каким образом
милосердие Твое неразлучно с Твой справедливостью, все же необходимо
веровать, что никак не противно справедливости то, что выливается из
благости, которой вовсе нет без справедливости, вернее сказать, которая
истинно согласна с справедливостью. Действительно, если Ты милосерд потому,
что всеблаг, я все-благ лишь потому, что в высшей степени справедлив, --
истинно, потому Ты милосерд, что в высшей степени справедлив. Помоги мне,
Боже праведный и милосердный, Ты, чьего света ищу я, помоги мне уразуметь
то, что я говорю. Итак, Ты воистину потому милосерд, что справедлив.
Тогда не из справедливости ли Твоей рождается милосердие Твое? Тогда не
из справедливости ли Ты прощаешь злых? Если это так, Господи, если это так,
научи меня, как это (понять). Так ли, что для Тебя справедливо быть таким
благим, что лучше нельзя помыслить? И действовать столь мощно, что мощнее
нельзя себе и представить? Ибо что справедливее этого? Этого же, конечно, не
могло быть, если бы Ты был добр, лишь воздавая, а не прощая, и если бы Ты
делал доброе только из доброго, а не злого тоже. Значит, вот в каком смысле
справедливо то, что Ты прощаешь злым и что делаешь доброе из злого. Наконец,
то, что происходит несправедливо, не должно происходить, а то, что не должно
происходить, (если) происходит, (то) несправедливо. Итак, если Ты
несправедливо милуешь злых, Ты не должен (их) миловать: а если не должен
миловать, то Ты милуешь их несправедливо. И если такое сказать нельзя, то
можно веровать, что Ты справедливо милуешь злых.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев