Николай кузанский
(1401--1464)
Николай Кузанский родился в селении Куза в Южной Германии. По месту
своего рождения он и получил прозвание -- Кузанский или Кузанец. Достоверных
сведений о детских годах жизни будущего мыслителя нет. Известно лишь, что
отец его был рыбаком и виноградарем, а сам Николай подростком бежал из
родного дома. Его приютил граф Теодорик фон Мандершайд. Возможно, Николай
учился в школе "братьев общей жизни" в Девентере (Голландия). Затем он
продолжил обучение в Гейдельбергском университете (Германия) и в школе
церковного права в Падуе (Италия). В 1423 г. Николай получил звание доктора
канонического права. Вернувшись в Германию, он занимался богословием в
Кельне. В 1426 г., вскоре после того как он получил сан священника, Николай
становится секретарем папского легата в Германии кардинала Орсини. Через
некоторое время он стал настоятелем церкви Св. Флорина в Кобленце.
В эти годы Николай Кузанский впервые знакомится с идеями гуманистов,
которые оказывают на него определенное влияние. Недаром он оказался среди
тех римско-католических священников, которые выступали за ограничение власти
римского папы и усиление значения церковных соборов. В своем первом
сочинении "О согласии католиков" он, кроме того, высказывал сомнениев
истинности "Константиновадара" а также провозгласил идею народной воли,
имеющей равное значение для церкви и государства) В 1433 г. эти идеи он
высказывал на Базельском соборе. Но уже к концу собора Николай перешел на
сторону папы, видимо, усомнившись в возможности осуществления реформы.
Вскоре Николай Кузанский поступил на службу в папскую курию, участвовал
в посольстве в Константинополь, где познакомился с учениями византийских
мыслителей.
В 1448 г. Николай был возведен в сан кардинала, а уже в 1450 г. стал
епископом Бриксена и папским легатом в Германии. В пятидесятые годы XV века
Кузанец много путешествует, стремится примирить различные христианские
течения Европы, в частности, гуситов с католической церковью.
В 1458 г. Николай вернулся в Рим и в качестве генерального викария
пытался проводить реформы церкви. Он рассчитывал на успех, ибо новым папой
Пием II стал друг его юности Пикколомини. Но смерть помешала Николаю
Кузанскому завершить задуманное.
Николай Кузанский автор многих философских и богословских сочинений,
написанных в разных жанрах -- диалоги, трактаты, размышления: "Об ученом
незнании", "О предположениях", "Об искании Бога", четырех диалогов под общим
названием "Простец", "О согласии веры", "О видении Бога", "О вершине
созерцания" и др. Кроме того, ему принадлежат сочинения по математике. В
частности, интересен его диалог "Об опыте с весами", в котором Кузанец
предлагал введение количественных мер для более точного познания природных
явлений. Неоспоримы заслуги Николая Кузанского и в истории, естествознании.
Он первым составил географическую карту Европы, предложил реформу юлианского
календаря (проведенную спустя 150 лет). По мнению исследователей, идеи
Николая в области космологии стали одним из источников учения Джордано Бруно
о бесконечности Вселенной.
Философские и богословские воззрения Николая Кузанского могут служить
ярким примером кардинального свойства всей философии эпохи Возрождения --
стремления примирить в русле одного учения разнообразные научные и
религиозные течения. В науке отмечается, что на развитие мировоззрения
Кузанца оказали влияние античные|учения Пифагора, Анаксагора, Прокла, работы
неоплатоников) Сильное воздействие имели античные и по-зднеантичные
мистические учения, а также мистическое учение немецкого мыслителя XIV в.
Иоганна (Мейстера) Экхарта. Из патристической литературы Кузанец отдавал
явное предпочтение "Ареопагитикам" (сочинениям Псевдо-Дионисия Ареопагита).
Внимательно он относился и к размышлениям предшествующих и современных ему
византийских мыслителей-неоплатоников. В то же время вполне заметно
критическое восприятие Кузанским идей схоластики, в частности, Фомы
Аквинского,
В методологическом плане базой всего учения Николая Кузанского
послужила идея совпадения противоположностей, которую он использовал и в
теоретическом аспекте, и стремился применить на практике, в качестве
обоснования политики объединения всех верующих ради прекращения войн и
раздоров.
Пo мнению Кузанца, весь мир соткан из противоположностей. Однако
противоположности не просто противостоят друг другу, но -- и это крайне
важно! -- совпадают. Именно совпадение противоположностей является важнейшим
условием появления конкретных вещей, каждая из которых и представляет собой
определенное сочетание противоположностей. Например, живую противоположность
представляет сам человек, ибо он конечен в качестве телесного существа и
бесконечен в высших стремлениях своего духа к постижению божественного
абсолюта.
Из идеи совпадения противоположностей Николай Кузанский выводил все
другие свои положения о единстве и бесконечности вселенной, и, прежде всего,
положение о единстве и бесконечности Бога. Так, Бог -- это абсолютный
максимум: максимум бытия и истины, "максимум, без которого ничего не может
быть". Но абсолютный максимум с необходимостью содержит в себе и абсолютный
минимум, иначе он не был бы максимумом. Следовательно, в Боге максимум и
минимум совпадают, их противоположность перестает быть актуальной, ибо
"максимум в высшей степени есть минимум". Более того, в виду высказанного
положения, Бог присутствует и в идеальном, и в реальном мире и как максимум,
и как минимум, тем самым устраивая единство всего мира во всех его
проявлениях.
Из этих рассуждений Николай Кузанский выводил и тезис о том, что Бог
присутствует во всех конкретных вещах, иначе говоря, вновь утверждал
совпадение противоположностей -- единство бесконечного Бога и мира конечных
вещей. Недаром он многократно повторял платоновскую, а в принципе,
восходящую еще к орфическим учениям, формулу о божественной триаде: Бог --
это начало, середина и конец всех вещей. По мнению многих современных
исследователей, в данном случае можно вести речь о пантеизме: "Бытие Бога в
мире есть не что иное, как бытие мира в Боге", -- говорил Николай Кузанский.
Бог не только присутствуете каждой конкретной вещи, но и руководит
каждым шагом движения всего мира и всех вещей, ибо "все уже было заключено в
провидении Бога" и "ничто не случится иначе как согласно Божиему
провидению". Следовательно, Николай Кузанский выступает сторонником
абсолютной предопределенности развития реального мира, так как Бог
изначально содержит весь мир в себе в свернутом виде: "В Боге свернуто все,
даже противоположности, ничто не может избежать Его провидения".
Божественное присутствие в мире обеспечивает единство всего мира. В
работах Николая Кузанского неоднократно можно встретить рассуждения об
"удивительном единстве вещей", которое является следствием единства,
целостности мира. Размышляя над этим важнейшим качеством природы, Николай
Кузанский, использовавший в своей философии математические модели, пришел к
выводу, что вселенная представляет собой космическую "машину мира", которая
как бы имеет повсюду центр и нигде окружность, ибо "ее окружность и центр
есть Бог, который всюду и нигде".
Неотъемлемой частью природы, созданной Богом, является и человек.
Размышления о сущности человека у Николая Кузанского наполнены истинным
гуманистическим пафосом, стремлением к обожествлению самого человека. По его
мнению, человек -- это "малый мир", "микрокосм", в котором сочетаются все
качества "макрокосма": "Человеческая природа, вознесенная над всеми
созданиями Бога и немного уступающая ангелам, свертывает в себе и разумную и
чувственную природы, сочетает внутри себя все в мире и за то справедливо
именуется древними философами микрокосмом, малым миром" Таким образом,
Кузанский отступает от традиционного христианского понимания сущности
человека, подчеркивая популярную в эпоху Возрождения идею о единстве
духовного и плотского начал в человеке. Развивая свое представление о
человеке, Николай Кузанский пишет о том, что весь мир имеет "трехсложное"
строение: "малый мир" -- это сам человек; "большой мир" -- универсум,
вселенная; "максимальный мир" -- Бог, божественный максимум. И далее
мыслитель утверждает идею совпадения "малого мира" и "максимального мира",
т.е. человека и Бога: "Человек есть Бог, только не абсолютно, раз он
человек; он -- человеческий Бог (humanus Deus)". В человеке, в свернутом
виде, присутствует все: "внутри человеческой потенции есть по-своему все". А
в человечестве, также соединяющимся с божественным максимумом, все достигает
своей высшей степени.
Важнейшим свойством человека является "ум", который Кузанский считал
"образом Божественного ума", простейшим "среди образов Божественного
свертывания". Поэтому ум есть "первообраз Божественного свертывания,
охватывающего в своей простоте и силе все образы свертывания". Ум человека
обладает разными способностями познания, главными из которых являются три:
чувство, рассудок и разум. В отличие от предшествующей схоластической
традиции, как, впрочем, и в отличие от неоплатонизма, Кузанский большое
значение придает чувственному познанию. Чувственные ощущения (sensus) играют
роль своего рода инициатора познания, ибо чувственные представления приводят
в действие силы ума. Недаром он говорил, что "в рассудке нет ничего, чего
раньше не было в ощущении".
Рассудок (ratio) -- это способность к рациональному, логическому
мышлению на основе чувственных ощущений. Николай Кузанский говорил, что
"логика есть не что иное, как искусство, в котором развертывается сила
рассудка". На основе рассудочных (рациональных) рассуждений, человек
способен к научному познанию мира вещей, универсума. Из всех наук сам
Кузанец придавал особое значение математике, которая для него была самой
достоверной из наук, ибо число возникает как "развертывание рассудка".
Кстати, именно на силе рассудка, по мнению мыслителя, основана и вся
схоластическая философия.
Но высшей формой познавательных способностей человека является_разум
(intellectus) От чувств и рассудка разум отличается двумя важными
качествами: во-первых, разум не связан со сферой чувственно-телесного, "не
принадлежит ни времени, ни миру, будучи абсолютно свободным от них";
во-вторых, разум "постигает только всеобщее, нетленное и постоянное". Таким
образом, разум -- это способность человека познавать божественное,
бесконечное, абсолютное и тем самым приближаться к Богу.
По сути дела, разум, в понимании Николая Кузанского, представляет собой
способность к мистическому озарению, или -- интуицию. Это загадочная,
таинственная и вместе с тем глубинная сила, дарованная Богом человеку.
Именно в разуме, т.е. интуитивно, человек может познать главное качество
мира -- совпадение противоположностей. Рассудочное, рациональное мышление,
наоборот, неспособно справиться с противоположностями и стремится устранить
их. Собственно говоря, иначе как с помощью мистической интуиции невозможно и
приближение к Богу, ведь Бог -- принципиально непознаваем. В этом отношении,
Кузанец полностью следует за учением об апофа-тической теологии, изложенным
в "Ареопагитиках".
Впрочем, исходя из общего методологического убеждения в совпадении
противоположностей, Николай Кузанский приходит к выводу о творческом
взаимодополнении друг друга разных познавательных свойств человека. Если
чувства служат основой рассудочного познания, то и рассудок является неким
посредником между чувствами и разумом. В свою очередь, если рассудок должен
господствовать над чувствами, управлять ими, то и разум должен направлять
рассудок.
В итоге, опять же основываясь на идее совпадения противоположностей,
Николай Кузанский формулирует концепцию "ученого незнания". Суть концепции
состоит в том, что познаваемость мира реализуется на признании
непознаваемости Бога. Иначе говоря, никакое, даже самое глубокое научное
знание, не устраняет незнания. Более того, самая глубокая ученость
необходимо приводит человека к осмыслению своего незнания: "Знает
по-настоящему тот, кто знает свое незнание", -- говорил Николай Кузанский.
"Ученое незнание" доступно лишь разуму и недоступно рассудку. Поэтому
разум, постигающий совпадение противоположностей и руководствующийся
концепцией "ученого незнания", полностью лишен ограниченности рассудка, ведь
"разум относится к рассудку, как Сам Бог к разуму". По мнению Николая
Кузанского, задача использования способностей разума и состоит в преодолении
догматической ограниченности рассудка, ибо приводит человека к пониманию
процесса познания истины, как процесса все большего углубления знания на
пути к принципиально непознаваемому Богу, являющемуся высшей, абсолютной
истиной.
Сочинения Николая Кузанского были впервые опубликованы после его смерти
в 1488 г., затем в 1514 и 1565 гг., поэтому его философская концепция
практически не была известна современникам. Затем до 1862 г. его труды более
не переиздавались. В XVI-- XVII вв. идеи Кузанца высоко ценились Джордано
Бруно, Декартом и Лейбницем. Позднее они привлекали внимание Гете и
Шеллинга. Впрочем, в полном объеме философские взгляды Николая Ку-занского
стали известны в Европе только во второй половине XIX в., после новой
публикации его трудов.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев