Глава XIV
Через какие ступени божественные исступления возвышают душу
По каковой причине подобно как через четыре ступени нисходит душа,
необходимо, чтобы она через четыре восходила. Божественное же исступление
есть то, что несет к наивысшим областям, как утверждается в его определении.
Итак, есть четыре вида божественного исступления. Первое -- поэтическое
ис-ступление, второе -- исступление таинства, третье -- прорицания, любовная
страсть -- четвертое. Поэзия же зависит от Муз, таинство от Дионисия,
прорицание от Аполлона, любовь от Венеры. Возвратиться к Единому душа,
конечно, не может, если она сама не соделается единой. Однако она сделалась
многим, так как ниспала в тело, разделилась на различные действия и обращает
взор на бесконечное множество телесных вещей. Из-за чего высшие ее части
едва не засыпают, низшие попадают под власть внешних воздействий. Первые
поражаются оцепенением, вторые. -- треволнением. Вся же душа наполняется
раздором и несообразностью. Итак, во-первых, необходимо поэтическое
исступление, дабы оно пробудило мусическими ритмами те части души, которые
цепенеют, утешила гармонической сладостью те части, которые пребывают в
смятении, и наконец, согласием различных частей изгнало несогласный раздор и
умерило различные части души. Но и этого недостаточно. Ибо множество все еще
остается в душе. Тогда присоединяется таинство, имеющее отношение к
Дионисию, которое с помощью очищений и богослужений, а также всевозможного
богопочитания направляет устремление всех частей души на ум, каковой
почитает Бога. Отчего, когда отдельные части души приведены к одному уму,
душа уже соделалась неким единым целым из многих частей. Теперь, однако,
необходимо третье исступление, дабы оно возвело ум к самому единству,
вершине души. Это делает Аполлон посредством прорицания. Ведь когда душа
поднимается выше ума к единству, она предугадывает будущее. Наконец, когда
душа сделалась Единым -- тем Единым, говорю я, которое есть в самой природе
и в сущности души, -- остается, чтобы она тотчас обратилась к Единому,
которое расположено над сущностью, то есть к Богу. Это исполняет славная
небесная Венера посредством любви, то есть влечения к божественной красоте и
пламенным желанием блага.
Итак, первое исступление умеряет несообразности и несогласия. Второе --
части души, приведенные к должной соразмерности, делает единым целым из
частей, третье -- единым превыше частей. Четвертое ведет к единству, которое
пребывает выше сущности и выше целого._Ум, преданный в душе человека
божественным вещам, Платон называет в "Федре" возничим, единство души --
головой возничего, разум и умозрение, разбегающиеся мыслию по естественным
вещам. --. добрым конем, омраченное же воображение и вожделение чувств --
дурным конем. Природу всей души он называет колесницей, так как ее движение,
пока она видит природу самой себя, как бы круговое, начинаясь от себя, в
конце концов возвращается в себя. В каковом движении созерцание души,
исходящее от нее, на нее же обращается. Крыльями он наделяет душу, с помощью
которых она будто бы уносится в вышину, в отношении первого из которых мы
полагаем, что оно есть то исследование, с помощью которого наш ум
старательно упирается в истину, второе есть желание блага, действие которого
постоянно испытует наша воля. Эти части души утрачивают свой порядок, когда
вследствие того, что тело вызывает беспорядок, они приходят в смятение.
Итак, первое неистовство отделяет "доброго коня", то есть разум и
воображение, от "дурного коня", то есть от омраченного воображения и
влечения чувств. Второе подчиняет дурного коня доброму, доброго возничему,
то есть уму. Третий направляет возничего к "его главе", то есть к единству,
вершине ума. Последний обращает голову возничего к главе всех вещей. В
каковом положении возничий блажен и "к яслям", то есть божественной красоте
"ставя коней", то есть приводя в порядок подчиненные ему части души, задает
им амброзии и сверх этого нектар для питья, то есть видение красоты и
радость видения. Таковы результаты действия четырех исступлений, о коих в
целом рассуждается в "Федре", о собственно же поэтическом исступлении в
"Ионе", о любовном в "Пире". Что этими исступлениями был занят Орфей, тому
свидетельством могут быть его книги. Мы знаем, что любовным исступлением
более всего захвачены были Сапфо, Анакреонт и Сократ.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев