Эпилог о средствах против алчности
Поэтому ты перестанешь восхищаться деньгами, если ты тщательно
сопоставишь истинное добро с лживым, приукрашенные удобства с настоящими
неудобствами; если ты приучишься созерцать и любить высшее благо, а оно одно
только -- даже если все остальное отсутствует -- более чем достаточно
наполняет дух человеческий, который способен воспринять более, чем могут
насытить его все блага этого мира; если ты часто будешь представлять себе,
каким породила тебя сначала земля, каким возьмет тебя умершего; если всегда
будет перед твоим взором тот евангельский безумец, которому было сказано: "В
эту ночь возьмут у тебя душу твою; кому же достанется то, что ты
заготовил?", если ты направишь свой ум от порочных нравов черни к бедности
Марии, апостолов, мучеников и более всего к бедности Христа -- Главы твоей,
ты поймешь, что следует всегда бояться той муки, которой Он угрожал богатым
мира сего.
<...> Хотя я не сомневаюсь, что все это предоставит тебе священное
чтение, однако братская любовь побуждает нас к тому, чтобы по крайней мере
этим неподготовленным небольшим сочинением посильно помочь и содействовать
твоему святому намерению. Я это сделал как можно быстрее, потому что немного
боялся, что ты впадешь в суеверие такого рода монахов, которые, отчасти
служа своей выгоде, отчасти из-за огромной ревности, но не по разуму,
обходят моря и сушу и всюду, где только встретят человека, уже раскаявшегося
в пороках и обратившегося к новой жизни, тотчас самыми бесстыдными
требованиями, угрозами и посулами пытаются столкнуть его в монашество, как
будто без капюшона нет христианина. Затем, как только они наполнят сердце
этого человека одними сомнениями и шипами, которые невозможно вытащить, они
стискивают его некими несчастными установившимися человеческими мнениями,
ввергают бедного в какой-то иудаизм и учат его дрожать, а не любить.
Монашество -- это не благочестие, а образ жизни, полезный или бесполезный
для каждого в зависимости от склада тела и характера. Я не стану ни
советовать тебе его, ни отсоветовывать. Я только таким образом напоминаю,
чтобы ты усматривал благочестие не в пище, не в обрядах, не в каких-либо
видимых вещах, а в тех, которые мы изложили. В них ты действительно узнаешь
образ Христов; свяжи себя с ними. С другой стороны, там, где нет людей,
общение с которыми сделает тебя лучше, удаляйся как можно дальше от компаний
и вступай в разговор со святыми пророками, Христом, апостолами. Прежде всего
хорошо познакомься с Павлом. Пусть всегда он будет у тебя под рукой, листай
его ночью и днем, наконец, выучи его наизусть. Мы уже давно с большим
усердием готовим его толкование. Конечно, это смелое дело, однако, полагаясь
на помощь Божью, мы ревностно постараемся показать, что после Оригена,
Амвросия, Августина, после столь многих более поздних толкователей мы
предприняли этот труд не вовсе без причины или без пользы. И клеветники,
которые считают, что высшее благочестие состоит в том, чтобы не знать
никаких благородных наук, пусть поймут, что мы с юности полюбили весьма
изящные сочинения древних авторов, приобрели сносные знания обоих языков,
греческого, а равно с ним и латинского, не без многих занятий по ночам,
стремились не к пустой славе или к мальчишескому развлечению, а очень давно
задумали храм Господний, который многие люди чрезмерно бесчестили своим
невежеством и варваством, в меру сил украсить редкостными богатствами, с
помощью которых достойные умы смогли бы воспылать любовью к Священному
Писанию: Но, прервав это столь важное дело на несколько дней, мы взялись за
этот труД для тебя, чтобы словно пальцем указать тебе кратчайший путь,
который ведет ко Христу. Я молю Христа, как, надеюсь, Отца этого намерения,
чтобы Он в милости своей удостоил помощи твои спасительные начинания; более
того, чтобы Он увеличил свой дар в твоем обращении и завершил его, тогда ты
быстро возрастешь и станешь мужем совершенным.
На этом -- будь здоров, брат и всегда возлюбленный друг души моей, а
ныне еще более дорогой и любимый, чем прежде.
Возле Сан-Омера, в тысяча пятьсот первом году от Рождества Христова.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев