Томас мор
(1478--1535)
Томас Мор родился в семье известного лондонского юриста, королевского
судьи. После двух лет учебы в Оксфордском университете, Томас Мор, по
настоянию отца, закончил юридическую школу и стал адвокатом. Со временем Мор
приобрел известность и был избран в английский парламент.
В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гуманистов Джона
Колета, в котором знакомится с Эразмом Роттердамским. Впоследствии Мора и
Эразма связывала тесная дружба.
Под влиянием друзей-гуманистов формируется и мировоззрение самого
Томаса Мора -- он начинает изучать труды античных мыслителей, выучив
греческий язык, занимается переводами античной литературы.
Не оставляя литературных трудов, Томас Мор продолжает свою политическую
деятельность -- он был шерифом Лондона, председателем палаты общин
английского парламента, получил рыцарское звание. В 1529 году Мор занял
высший государственный пост в Англии -- стал лордом-канцлером.
1 Сам Бог дозволил миру созерцать небо; вечно врашая его, Он открывает
свои лики и тело; и Он запечатлевает и обнаруживает себя самого, чтобы можно
было достоверно Его постигать, чтобы научить нас в проявлениях жизни
распознавать Его поступь и соблюдать Его законы (лат.).
2 Если есть у тебя нечто лучшее, предложи, если же нет -- покоряйся
(лат.).
Но в начале 30-х годов XVI века положение Мора резко изменилось.
Английский король Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и
встать во главе церкви. Томас Мор отказался присягнуть королю как новому
главе церкви, покинул пост лорда-канцлера, но был обвинен в государственной
измене и в 1532 году заточен в Тауэр. Через три года Томас Мор был казнен.
В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор
книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в
1515--1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма
Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием "Весьма полезная,
а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве
государства и о новом острове Утопия". Уже при жизни это сочинение, кратко
называемое "Утопией", принесло Мору всемирную славу. Само слово "Утопия"
придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: "оu" --
"не" и "topos" -- "место". Буквально "Утопия" означает "место, которого нет"
и недаром сам Мор переводил слово "Утопия" как "Нигдея".
В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия,
жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный
государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о
явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.
Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем
Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием.
Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей
высказывает свое критическое мнение об увиденном им современном положении в
Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, -- Рафаэль Гитлодей
излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.
Уже давно замечено, да этого не скрывает и сам автор, что "Утопия"
задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского "Государства"
-- как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального
общества, так как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому
вполне понятно, что в "Утопии" можно найти определенный синтез
религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков,
эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с "философией
Христа".
Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном
обществе в одном -- общество должно быть построено на принципе
справедливости, который недостижим в реальном мире. Рафаэль Гитлодей обличал
своих современников: "Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое
лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все
распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не
благополучно, а прочие же вовсе несчастны".
Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах
справедливости. И недаром Гитлодей с восхищением описывает "мудрейшие и
святейшие установления утопийцев, которые весьма успешно управляют
государством с помощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в
цене, и при равенстве всем всего хватает".
Как возможно существование общества справедливости? Томас Мор
обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: "Для
общественного благополучия имеется один-единственный путь -- объявить во
всем равенство". Равенство предполагается во всех сферах -- в хозяйственной,
социальной, политической, духовной и т.д. Но прежде всего в имущественной
сфере--в Утопии отменена частная собственность.
Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает
условия для рождения общества всеобщей справедливости: "Здесь, где все
принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в
чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны
общественные житницы". Более того, "оттого что здесь нет скаредного
распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего". И -- "хотя ни
у кого там ничего нет, все, однако же, богаты".
В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег -- деньги в
Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты,
порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т.д.
Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса
Мора самоцелью -- это всего лишь средство для того, чтобы общественные
условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности. Более
того, сам факт добровольного согласия утопийцев жить без частной
собственности и денег связан прежде всего с высокими нравственными
качествами жителей острова.
Рафаэль Гитлодей описывает утопийцев в полном соответствии с теми
идеалами гармонически развитой личности, которые вдохновляли мыслителей
Эпохи Возрождения. Все утопийцы -- это высокообразованные, культурные люди,
которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным.
Будучи самым серьезным образом озабочены идеями общественного блага, они не
забывают заниматься собственными телесным и духовным развитием.
В Утопии, по убеждению Томаса Мора, царит полная веротерпимость. На
самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет
право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как
государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных
общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в
Единого Бога, которое утопийцы называют Митрой.
В этом смысле на Мора несомненное влияние оказало учение Марсилио
Фичино о "всеобщей религии". Но в то же время Томас Мор идет и дальше
Фичино, ибо напрямую связывает идею Единого Бога с пантеистической идеей
Божественной природы: "При том, что в Утопии не у всех одна и та же религия,
все ее виды, несмотря на их разнообразие и множество, неодинаковыми путями
как бы стекаются к единой цели -- к почитанию Божественной природы". И
пантеизм выражен Мором с наибольшей силой из всех предшествующих гуманистов.
Религиозные убеждения утопийцев гармонично сочетаются с их великолепным
знанием светских наук, в первую очередь, философии: "...Никогда они не
говорят о счастье, чтобы не соединить с ним некоторые начала, взятые о
религии, а также философии, использующей доводы разума, -- без этого, они
полагают, само по себе исследование истинного счастья будет слабым и
бессильным". Причем удивительным образом философские учения утопийцев в
точности похожи на учения гуманистов, хотя, как известно, остров Утопия
никак не связан с другой землей.
Религиозно-философские воззрения утопийцев в сочетании с принципами
равенства создают условия для высокого уровня развития нравственных начал на
острове. Рассказывая о добродетелях жителей Утопии, Томас Мор, устами
Рафаэля Гитлодея, излагает опять же гуманистическую "апологию наслаждения".
Ведь в понимании гуманистов сами человеческие добродетели были напрямую
связаны с духовными и телесными наслаждениями.
По сути дела, Утопия -- это гуманистический образ совершенного
общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с
общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать
возможноть расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопией
прекрасно понимает -- его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с
тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на
Утопии.
Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная
собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т.д.,
стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об "идеальном
государстве".
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев