Утверждение символа веры
На Никейском (325 г.) и Цареградском (381 г.) Соборах произошло
утверждение Символа веры христианской церкви. Символ веры -- это важнейший
христианский догмат. Он обязателен для всех, кто считает себя христианином,
ибо именно в нем формулируются все основные постулаты христианской веры --
прежде всего догмат о троичности Бога.
Принятию Символа веры предшествовали жаркие дебаты между христианскими
теологами о его сущности, продолжавшиеся и на самих Соборах. В процессе этих
дебатов оформились два наиболее популярных понимания Символа веры.
Автором одного из них был пресвитер Арий (256--336). В его трактовке
три лица Святой Троицы -- Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой не равны и не едины
по своей сущности. Бог-Отец сотворил Бога-Сына "из ничего", как и все
остальное. Поэтому Христос не извечен и не обладает единой сущностью с
Богом-Отцом, а лишь "подобосущен" ему. Так же и Дух Святой не существовал
извечно и тоже был сотворен, но уже не Богом-Отцом, а Христом.
В арианской трактовке Символа веры прослеживается значительное влияние
аристотелизма -- Бог-Сын и Дух Святой происходят от Бога-Отца как низшее из
высшего, так же как низшие сущности происходят из высшей -- Ума. Поэтому
Бог-Сын и Дух Святой считались сторонниками Ария "подобо-сущными" и даже
отделенными от Бога-Отца. Так как по-гречески слово "по-добосущный" звучит
как "омойусиос", сторонников Ария прозвали "омойу-сианами". Арианская
трактовка Символа веры была более простая, более доступная обычным
христианам, особенно новообращенным, которые приняли крещение недавно.
Другую точку зрения выражали диакон Афанасий (295--373), прозванный
впоследствии Великим, и поддерживающий его Александр епископ
Александрийский. Мнение Афанасия формировалось под влиянием неоплатонизма.
По Афанасию Бог един в трех лицах. Бог-Отец и Бог-Сын существовали извечно,
поэтому хотя Бог-Сын и рожден Богом-Отцом, но не сотворен им. Сын --
"собственное порождение Отца", -- говорил Афанасий. Следовательно, Бог-Сын
обладает единой сущностью с Богом-Отцом. Афанасьевское толкование Символа
веры более сложное и требует не только логического понимания взаимоотношений
лиц Святой Троицы, но и безоговорочной веры, ибо это великое Божественное
таинство.
На Никейском Соборе был принят догмат о соотношении Бога-Отца и
Бога-Сына в трактовке, близкой к той, которую предлагал Афанасий -- было
введено понятие "единосущ-ность" и, следовательно, Бог-Сын стал считаться
"единосущным" Богу-Отцу, а не "подобосущным". По-гречески слово
"единосущность" пишется как "омоусиос"
Казалось бы, разница в понимании взаимоотношений Бога-Отца и Бога-Сына
между арианами и афанасьевца-ми заключалась всего лишь в одной букве --
греческой букве "йота", которой различались понятия "омойусиос" и
"омоусиос". Однако официальное признание того или иного толкования Символа
веры было напрямую связано не только с выяснением истинного понимания
сущности Бога, но и с борьбой разных групп церковных иерархов за
политическое преобладание в церкви. В случае победы какой-то из этих групп
вся христианская церковь переходила под контроль данной группы. Поэтому
теологические споры имели свое продолжение в самой жестокой политической
борьбе.
Сначала Ария прокляли и сослали, а его учение было объявлено ересью. Но
само арианство имело очень широкое распространение среди христиан. И в
скором времени Ария возвращают из ссылки и туда же попадает Афанасий,
ставший к тому времени епископом Александрии.
Борьба между арианами и афанасьевцами продолжалась несколько
десятилетий, пока в 381 г. не состоялся Константинопольский (Цареградский)
Собор, На этом Соборе, на основе Никейского догмата о "единосущности"
Бога-Отца и Бога-Сына, был утвержден уже полный Символ веры, состоящий из 12
членов (частей). С тех пор и существует название -- Никео-Царег-радский
Символ веры.
Впрочем, арианство просуществовало еще несколько столетий и, хотя оно
считалось ересью со стороны официальной церкви, было широко распространено
среди многочисленных варварских народов.
Никео-Цареградский Символ веры, при всей своей определенности, не дал
все же точной и ясной трактовки вопроса о том, как возник Дух Святой.
Позднее эта проблема стала причиной догматического расхождения Восточной
церкви с центром в Константинополе и Западной церкви, возглавляемой римским
папой.
В Западной церкви уже в VI в. было принято, а в VIII--X вв. введено в
практику дополнение к Символу веры -- было решено, что Дух Святой происходит
не только от Бога-Отца, но и от Сына. На латинском языке выражение "и от
Сына" звучит как "филиокве". Этот Символ веры стал главным в католической
церкви.
В Восточной церкви не приняли такого дополнения и продолжали
придерживаться Никео-Цареградского Символа веры. С тех пор он является
Символом веры в православии, в том числе и в Русской Православной Церкви.
Противоречия между Восточной и Западной церквами с годами становилось
все сильнее. Они были вызваны как различным пониманием отдельных
догматических вопросов, в том числе и разным толкованием Символа веры, так и
борьбой за политическое влияние в Европе. В XI веке произошел окончательный
раскол -- в 1054 г. римский папа отлучил константинопольского патриарха от
церкви, за что в ответ константинопольский патриарх проклял римского папу. С
этого времени ведется отсчет самостоятельного существования католической и
православной церквей.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев