logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Утверждение символа веры

На Никейском (325 г.) и Цареградском (381 г.) Соборах произошло

утверждение Символа веры христианской церкви. Символ веры -- это важнейший

христианский догмат. Он обязателен для всех, кто считает себя христианином,

ибо именно в нем формулируются все основные постулаты христианской веры --

прежде всего догмат о троичности Бога.

Принятию Символа веры предшествовали жаркие дебаты между христианскими

теологами о его сущности, продолжавшиеся и на самих Соборах. В процессе этих

дебатов оформились два наиболее популярных понимания Символа веры.

Автором одного из них был пресвитер Арий (256--336). В его трактовке

три лица Святой Троицы -- Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой не равны и не едины

по своей сущности. Бог-Отец сотворил Бога-Сына "из ничего", как и все

остальное. Поэтому Христос не извечен и не обладает единой сущностью с

Богом-Отцом, а лишь "подобосущен" ему. Так же и Дух Святой не существовал

извечно и тоже был сотворен, но уже не Богом-Отцом, а Христом.

В арианской трактовке Символа веры прослеживается значительное влияние

аристотелизма -- Бог-Сын и Дух Святой происходят от Бога-Отца как низшее из

высшего, так же как низшие сущности происходят из высшей -- Ума. Поэтому

Бог-Сын и Дух Святой считались сторонниками Ария "подобо-сущными" и даже

отделенными от Бога-Отца. Так как по-гречески слово "по-добосущный" звучит

как "омойусиос", сторонников Ария прозвали "омойу-сианами". Арианская

трактовка Символа веры была более простая, более доступная обычным

христианам, особенно новообращенным, которые приняли крещение недавно.

Другую точку зрения выражали диакон Афанасий (295--373), прозванный

впоследствии Великим, и поддерживающий его Александр епископ

Александрийский. Мнение Афанасия формировалось под влиянием неоплатонизма.

По Афанасию Бог един в трех лицах. Бог-Отец и Бог-Сын существовали извечно,

поэтому хотя Бог-Сын и рожден Богом-Отцом, но не сотворен им. Сын --

"собственное порождение Отца", -- говорил Афанасий. Следовательно, Бог-Сын

обладает единой сущностью с Богом-Отцом. Афанасьевское толкование Символа

веры более сложное и требует не только логического понимания взаимоотношений

лиц Святой Троицы, но и безоговорочной веры, ибо это великое Божественное

таинство.

На Никейском Соборе был принят догмат о соотношении Бога-Отца и

Бога-Сына в трактовке, близкой к той, которую предлагал Афанасий -- было

введено понятие "единосущ-ность" и, следовательно, Бог-Сын стал считаться

"единосущным" Богу-Отцу, а не "подобосущным". По-гречески слово

"единосущность" пишется как "омоусиос"

Казалось бы, разница в понимании взаимоотношений Бога-Отца и Бога-Сына

между арианами и афанасьевца-ми заключалась всего лишь в одной букве --

греческой букве "йота", которой различались понятия "омойусиос" и

"омоусиос". Однако официальное признание того или иного толкования Символа

веры было напрямую связано не только с выяснением истинного понимания

сущности Бога, но и с борьбой разных групп церковных иерархов за

политическое преобладание в церкви. В случае победы какой-то из этих групп

вся христианская церковь переходила под контроль данной группы. Поэтому

теологические споры имели свое продолжение в самой жестокой политической

борьбе.

Сначала Ария прокляли и сослали, а его учение было объявлено ересью. Но

само арианство имело очень широкое распространение среди христиан. И в

скором времени Ария возвращают из ссылки и туда же попадает Афанасий,

ставший к тому времени епископом Александрии.

Борьба между арианами и афанасьевцами продолжалась несколько

десятилетий, пока в 381 г. не состоялся Константинопольский (Цареградский)

Собор, На этом Соборе, на основе Никейского догмата о "единосущности"

Бога-Отца и Бога-Сына, был утвержден уже полный Символ веры, состоящий из 12

членов (частей). С тех пор и существует название -- Никео-Царег-радский

Символ веры.

Впрочем, арианство просуществовало еще несколько столетий и, хотя оно

считалось ересью со стороны официальной церкви, было широко распространено

среди многочисленных варварских народов.

Никео-Цареградский Символ веры, при всей своей определенности, не дал

все же точной и ясной трактовки вопроса о том, как возник Дух Святой.

Позднее эта проблема стала причиной догматического расхождения Восточной

церкви с центром в Константинополе и Западной церкви, возглавляемой римским

папой.

В Западной церкви уже в VI в. было принято, а в VIII--X вв. введено в

практику дополнение к Символу веры -- было решено, что Дух Святой происходит

не только от Бога-Отца, но и от Сына. На латинском языке выражение "и от

Сына" звучит как "филиокве". Этот Символ веры стал главным в католической

церкви.

В Восточной церкви не приняли такого дополнения и продолжали

придерживаться Никео-Цареградского Символа веры. С тех пор он является

Символом веры в православии, в том числе и в Русской Православной Церкви.

Противоречия между Восточной и Западной церквами с годами становилось

все сильнее. Они были вызваны как различным пониманием отдельных

догматических вопросов, в том числе и разным толкованием Символа веры, так и

борьбой за политическое влияние в Европе. В XI веке произошел окончательный

раскол -- в 1054 г. римский папа отлучил константинопольского патриарха от

церкви, за что в ответ константинопольский патриарх проклял римского папу. С

этого времени ведется отсчет самостоятельного существования католической и

православной церквей.