logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава 9

Отличительные понятия о Духе, сообразные с учением Писания

Исследуем теперь, каковы наши общие понятия и о Духе, как собранные

нами о Нем из Писания, так и занятые из неписанного предания отцов. И

во-первых, кто, услышав наименование Духа, не воспрянет душою и не

восторг-нется мыслию к Естеству Высочайшему? Ибо Он называется Духом Божиим

(Матф. 3, 16.). и Духом истины, Иже от Отца исходит (Иоан. 15, 26.). Духом

правым, Духом Владычним (Псал. 50, 12. 14.).

Дух Святый есть главное и собственное Его имя. И оно преимущественно

пред всяким другим есть именование чего-то бесплотного, чисто

невещественного и несложного. Посему и Господь в беседе с женой, которая

думала, что Богу должно поклоняться в известном месте, научая ее, что

бестелесное беспредельно, говорит: Дух есть Бог (Иоан. 4, 24.). Поэтому,

слыша слово: Дух, невозможно вообразить в мысли естества ограниченного, или

подлежащего изменениям и переиначиваниям, или вообще подобного твари, но

простираясь мыслями к Высочайшему, необходимо должно представить себе

сущность умную, бесконечную по силе, беспредельную по великости, неизмеримую

временами или веками, неоскудевающую в благах, какие имеет.

К Духу Святому обращено все имеющее нужду в освящении; Его желает все

живущее добродетельно, вдохновением Его как бы орошаемое и вспомошествуемое

к достижению свойственного себе и естественного конца. Он усовершает других,

а Сам ни в чем не имеет нужды; Он живет без возобновления сил, но есть

Податель жизни; Он не чрез прибавления возрастает, но вдруг полон, Сам в

Себе водружен и вездесущ. Он есть начало освящения, мысленный свет,

доставляющий Собою всякой разумной силе, при искании истины, как бы

некоторую очевидность. Он неприступен по естеству, и удобовместим по

благости; хотя все исполняет Своею силою, однако же сообщается одним

достойным, и не в одной мере приемлется ими, но разделяет действование по

мере веры. Он прост по сущности, многообразен в силах, весь присутствует в

каждом и весь повсюду. Он разделяемый не страждет, и когда приобщаются Его,

не перестает быть всецелым, наподобие солнечного сияния, наслаждающийся

приятностию которого как бы один им наслаждается, между тем как сияние сие

озаряет землю и море и срастворяется с воздухом. Так и Дух в каждом из

удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно

изливает всецелую благодать, которою наслаждаются причащающиеся, по мере

собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа.

Освоение же Духа с душою есть не местное сближение (ибо бестелесное

может ли приближаться телесным образом?), но устранение страстей, которые

привзошли в душу впоследствии от привязанности ее к телу, и отдалили ее от

сродства с Богом. Посему, кто очистился от срамоты, какую произвел в себе

грехом, возвратился к естественной красоте, чрез очищение как бы возвратил

древний вид царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю.

И Он, как солнце, которым встречено чистое око, в Себе самом покажет тебе

образ Невидимого. А в блаженном созерцании образа увидишь неизреченную

красоту Первообраза.

Чрез Духа -- восхождение сердец, руковождение немощных, усовершение

преуспевающих. Дух, воссияв очищенным от всякой скверны, чрез общение с

Собою делает их духовными. И как блестящия и прозрачные тела, когда упадет

на них луч света, сами делаются светящимися и отбрасывают от себя новый луч:

так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на

других изливают благодать. Отсюда -- предведение будущего, разумение

таинств, постижение сокровенного, раздаяние дарований, небесное жительство,

ликостояние с Ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление

Богу, и крайний предел желаемаго -- обожение.

Таковы-то (если из малаго достаточно предложить немногое) наши понятия

о Святом Духе, какие из самых словес Духа научились мы составлять себе о Его

величии, достоинстве и действиях. Теперь же должно обратиться к

препирающимся с нами и попытаться отразить возражения, какие предлагают они

нам от лжеименного ведения.