Глава 9
Отличительные понятия о Духе, сообразные с учением Писания
Исследуем теперь, каковы наши общие понятия и о Духе, как собранные
нами о Нем из Писания, так и занятые из неписанного предания отцов. И
во-первых, кто, услышав наименование Духа, не воспрянет душою и не
восторг-нется мыслию к Естеству Высочайшему? Ибо Он называется Духом Божиим
(Матф. 3, 16.). и Духом истины, Иже от Отца исходит (Иоан. 15, 26.). Духом
правым, Духом Владычним (Псал. 50, 12. 14.).
Дух Святый есть главное и собственное Его имя. И оно преимущественно
пред всяким другим есть именование чего-то бесплотного, чисто
невещественного и несложного. Посему и Господь в беседе с женой, которая
думала, что Богу должно поклоняться в известном месте, научая ее, что
бестелесное беспредельно, говорит: Дух есть Бог (Иоан. 4, 24.). Поэтому,
слыша слово: Дух, невозможно вообразить в мысли естества ограниченного, или
подлежащего изменениям и переиначиваниям, или вообще подобного твари, но
простираясь мыслями к Высочайшему, необходимо должно представить себе
сущность умную, бесконечную по силе, беспредельную по великости, неизмеримую
временами или веками, неоскудевающую в благах, какие имеет.
К Духу Святому обращено все имеющее нужду в освящении; Его желает все
живущее добродетельно, вдохновением Его как бы орошаемое и вспомошествуемое
к достижению свойственного себе и естественного конца. Он усовершает других,
а Сам ни в чем не имеет нужды; Он живет без возобновления сил, но есть
Податель жизни; Он не чрез прибавления возрастает, но вдруг полон, Сам в
Себе водружен и вездесущ. Он есть начало освящения, мысленный свет,
доставляющий Собою всякой разумной силе, при искании истины, как бы
некоторую очевидность. Он неприступен по естеству, и удобовместим по
благости; хотя все исполняет Своею силою, однако же сообщается одним
достойным, и не в одной мере приемлется ими, но разделяет действование по
мере веры. Он прост по сущности, многообразен в силах, весь присутствует в
каждом и весь повсюду. Он разделяемый не страждет, и когда приобщаются Его,
не перестает быть всецелым, наподобие солнечного сияния, наслаждающийся
приятностию которого как бы один им наслаждается, между тем как сияние сие
озаряет землю и море и срастворяется с воздухом. Так и Дух в каждом из
удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно
изливает всецелую благодать, которою наслаждаются причащающиеся, по мере
собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа.
Освоение же Духа с душою есть не местное сближение (ибо бестелесное
может ли приближаться телесным образом?), но устранение страстей, которые
привзошли в душу впоследствии от привязанности ее к телу, и отдалили ее от
сродства с Богом. Посему, кто очистился от срамоты, какую произвел в себе
грехом, возвратился к естественной красоте, чрез очищение как бы возвратил
древний вид царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю.
И Он, как солнце, которым встречено чистое око, в Себе самом покажет тебе
образ Невидимого. А в блаженном созерцании образа увидишь неизреченную
красоту Первообраза.
Чрез Духа -- восхождение сердец, руковождение немощных, усовершение
преуспевающих. Дух, воссияв очищенным от всякой скверны, чрез общение с
Собою делает их духовными. И как блестящия и прозрачные тела, когда упадет
на них луч света, сами делаются светящимися и отбрасывают от себя новый луч:
так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на
других изливают благодать. Отсюда -- предведение будущего, разумение
таинств, постижение сокровенного, раздаяние дарований, небесное жительство,
ликостояние с Ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление
Богу, и крайний предел желаемаго -- обожение.
Таковы-то (если из малаго достаточно предложить немногое) наши понятия
о Святом Духе, какие из самых словес Духа научились мы составлять себе о Его
величии, достоинстве и действиях. Теперь же должно обратиться к
препирающимся с нами и попытаться отразить возражения, какие предлагают они
нам от лжеименного ведения.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев