О человеке внешнем и внутреннем
Следовательно, человек -- это некое странное животное, состоящее из
двух или трех чрезвычайно разных частей: из души -- как бы некоего божества
и тела -- вроде бессловесной скотины. В отношении тела мы настолько не
превосходим животных другого рода, что по всем своим данным находимся
гораздо ниже них. Что касается души, то мы настолько способны воспринять
божественное, что сами могли бы пролететь мимо ангелов и соединиться с
Богом. Если бы не было тебе дано тело, ты был бы божеством, если бы не был в
тебя вложен ум, ты был бы скотом. Эти две столько отличающиеся друг от друга
природы Высший Творец объединил в столь счастливом согласии, а змей, враг
мира, снова разделил несчастным разногласием, что они и разлученные не могут
жить без величайшего мучения и быть вместе не могут без постоянной войны;
ясно, что и то и другое, как говорится, держит волка за уши; к тому и к
другому подходит милейший стишок:
Так, не в силах я жить ни с тобой, ни в разлуке с тобою.
В этом неясном раздоре враждует друг с другом, будто разное, то, что
едино. Ведь тело, так как оно видимо, наслаждается вещами видимыми; так как
оно смертно, то идет во след преходящему, так как оно тяжелое -- падает
вниз. Напротив, душа, памятуя об эфирном своем происхождении, изо всех сил
стремится вверх и борется с земным своим бременем, презирает то, что видимо,
так как она знает, что это тленно; она ищет того, что истинно и вечно.
Бессмертная, она любит бессмертное, небесная -- небесное, подобное
пленяется подобным, если только не утонет в грязи тела и не утратит своего
врожденного благородства из-за соприкосновения с ним. И это разногласие
посеял не мифический Прометей, подмешав к нашему духу также частичку, взятую
от животного; его не было в первоначальном виде, однако грех исказил
созданное хорошо, сделав его плохим, внеся в доброе согласие яд раздора.
Ведь прежде и дух без труда повелевал телу, и тело охотно и радостно
повиновалось душе; ныне, напротив, извратив порядок вещей, телесные страсти
стремятся повелевать разумом и он вынужден подчиняться решению тела.
Поэтому не глупо было бы сопоставить грудь человека с неким мятежным
государством, которое, так как оно состоит из разного рода людей, по причине
разногласия в их устремлениях должно раздираться из-за частых переворотов и
восстаний, если полнота власти не находится у одного человека и он правит не
иначе как на благо государства. Поэтому необходимо, чтобы больше силы было у
того, кто больше понимает, а кто меньше понимает, тот пусть повинуется. Ведь
нет ничего неразумнее низкого простого люда; он обязан подчиняться
должностным лицам, а сам не иметь никаких должностей. На советах следует
слушать благородных или старших по возрасту, и так, чтобы решающим было
суждение одного царя, которому иногда надо напоминать, принуждать же его и
предписывать ему нельзя. С другой стороны, сам царь никому не подвластен,
кроме закона; закон отвечает идее нравственности. Если же роли переменятся и
непокорный народ, эти буйные отбросы общества, потребует повелевать старшими
по возрасту или если первые люди в государстве станут пренебрегать властью
царя, то в нашем обществе возникнет опаснейший бунт и без указаний Божьих
все готово будет окончательно погибнуть.
В человеке обязанности царя осуществляет разум. Благородными можешь
считать некоторые страсти, хотя они и плотские, однако не слишком грубые;
это врожденное почитание родителей, любовь к братьям, расположение к
друзьям, милосердие к падшим, боязнь дурной славы, желание уважения и тому
подобное. С другой стороны, последними отбросами простого люда считай те
движения души, которые весьма сильно расходятся с установлениями разума и
низводят до низости скотского состояния. Это -- похоть, роскошь, зависть и
подобные им хвори души, которых, вроде грязных рабов и бесчестных
колодников, надо всех принуждать к одному: чтобы, если могут, выполняли дело
и урок, заданный господином, или, по крайней мере, не причиняли явного
вреда. Понимая все это божественным вдохновением, Платон в "Тимее" написал,
что сыновья богов по своему подобию создали в людях двоякий род души: одну--
божественную и бессмертную, другую -- как бы смертную и подверженную разным
страстям. Первая из них -- удовольствие -- приманка зла (как он говорит),
затем страдание, отпугивание и помеха для добра, потом болезнь и дерзость
неразумных советчиков. К ним он добавляет и неумолимый гнев, а кроме того,
льстивую надежду, которая бросается на все с безрассудной любовью.
Приблизительно таковы слова Платона. Он, конечно, знал, что счастье жизни
состоит в господстве над такого рода страстями. В том же сочинении он пишет,
что те, которые одолели их, будут жить праведно, а неправедно те, которые
были ими побеждены. И божественной душе, т.е. разуму, как царю, определил он
место в голове, словно в крепости нашего государства; ясно, что это -- самая
верхняя часть тела, она ближе всего к небу, наименее грубая, потому что
состоит только из тонкой кости и не отягощена ни жилами, ни плотью, а
изнутри и снаружи очень хорошо укреплена чувствами, дабы из-за них -- как
вестников -- не возник в государстве ни один бунт, о котором он сразу не
узнал бы. И части смертной души -- это значит страсти, которые для человека
либо смертоносны, либо докучливы, -- он от нее отделил. Ибо между затылком и
диафрагмой он поместил часть души, имеющую отношение к отваге и гневу --
страстям, конечно, мятежным, которые следует сдерживать, однако они не
слишком грубы; поэтому он отделил их от высших и низших небольшим
промежутком для того, чтобы из-за чрезмерно тесного соседства они не смущали
досуг царя, и, испорченные близостью с низкой чернью, не составили против
него заговора. С другой стороны, силу вожделения, которая устремляется к еде
и питью, которая толкает нас к Венере, он отправил под предсердие, подальше
от царских покоев -- в печень и в кишечник, чтобы она обитала там в загоне,
словно какое-нибудь дикое, неукротимое животное, потому что она обычно
пробуждает особенно сильные волнения и весьма мало слушается приказов
властителя. Самая низкая ее скотская и строптивая сторона или же тот участок
тела, которого надлежит стыдиться, над которым она прежде всего одерживает
верх, может быть предостережением того, что она при тщетных призывах царя с
помощью непристойных порывов подготавливает мятеж. Нет сомнения втом, что ты
видишь, как человек -- сверху создание божественное -- здесь полностью
становится скотиной. И тот божественный советник, сидя в высокой крепости,
помнит о своем происхождении и не думает ни о чем грязном, ни о чем
низменном. У него скипетр из слоновой кости -- знак того, что он управляет
исключительно только справедливо; Гомер писал, что на этой вершине сидит
орел, который, взлетая к небу, орлиным взглядом взирает на то, что находится
на земле. Увенчан он золотой короной. Потому что в тайных книгах золото
обыкновенно обозначает мудрость, а круг совершенен и ни от чего не зависим.
Ведь это достоинства, присущие царям; во-первых, чтобы они были мудрыми и ни
в чем не погрешали, затем чтобы они хотели лишь того, что справедливо, дабы
они не сделали чего-нибудь плохо и по ошибке, вопреки решению духа. Того,
кто лишен одного из этих свойств, считай не царем, а разбойником.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев