logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава 2 предварительный обзор

Собираясь говорить о высшем искусстве незнания, я обязательно должен

разобрать природу самой по себе максимальности. Максимумом я называю то,

больше чего ничего не может быть. Но такое преизобилие свойственно единому.

Поэтому максимальность совпадает с единством, которое есть и бытие. Если

такое единство универсальным и абсолютным образом возвышается над всякой

относительностью и конкретной ограниченностью, то ему ничего и не

противоположно по его абсолютной максимальности. Абсолютный максимум есть то

единое, которое есть все; в нем все, поскольку он максимум; а поскольку ему

ничто не противоположно, с ним совпадает и минимум. Тем самым он пребывает

во всем; в качестве абсолюта он есть актуально все возможное бытие и не

определяется ничем вещественным, тогда как от него -- все. Этот максимум, в

котором, несомненно, и видит Бога вера всех народов, я постараюсь под

водительством Того, Кто один обитает в неприступном свете, исследовать как

превышающую человеческий разум непостижимость в своей первой книге.

Во-вторых, как абсолютная максимальность есть абсолютное бытие,

благодаря которому все вещи суть то, что они суть, так универсальное

единство идущего от него бытия -- тоже максимум, исходящий от абсолюта и

поэтому существующий в конкретной определенности как Вселенная;

соответственно, его единство определилось в множество, вне которого не может

существовать. Хотя своим универсальным единством этот максимум охватывает

все, так что все получающее бытие от абсолюта -- в нем и он -- во всем,

однако он не имеет самостоятельного существования вне множества, в которое

он определился, то есть вне конкретности, от которой он неотделим, его нет.

Этот максимум, Вселенную, я коротко опишу во второй книге.

Наконец, в нашем третьем рассуждении пойдет речь о явленности

максимума. Поскольку Вселенная самостоятельно существует только в конкретном

множестве, среди самого этого множества мы будем разыскивать единый

максимум, в котором Вселенная как в своей конечной цели актуально существует

максимальным и совершеннейшим образом и который поэтому соединяется с

абсолютом, всеобщим пределом. Об этом максимуме, последнем совершенстве,

превышающем всякую нашу способность понимания, вместе конкретном и

абсолютном, которому имя Иисус вечно благословенный, я тоже прибавлю

немного, смотря по тому, что сам Иисус внушит.

Желающий проникнуть в суть дела пусть не задерживается на буквальном

значении отдельных выражений, которые не могут удовлетворительно

соответствовать высшим духовным таинствам, а поднимается пониманием над

смыслом слов. Приводимые для руководства примеры читатель тоже должен

транс-цендировать, покидая чувственное, с тем чтобы скорее подняться к

простому умному виденью. Я попытался как можно яснее показать путь к нему

для обычных умов, избегая всякой путаницы стиля и с самого начала заявляя,

что корень знающего незнания -- в понимании неуловимости точной истины.