Глава 26 об отрицательной теологии
Поскольку почитание Бога, которому мы поклоняемся в духе и истине,
обязательно должно опираться на положительные утверждения о Нем, всякая
религия в своем богопочитании необходимо идет путем утвердительной теологии,
которая славит Бога как триединого, премудрого, милосердного, как
неприступный свет, жизнь, истину и так далее. Богопочитание всегда
направляется верой, скорее достигаемой через ученое незнание, а именно
верой, что Тот, Кому поклоняются как единому, есть единым образом все; что
Тот, в Ком чтут неприступный свет, вовсе не есть свет наподобие этого
вещественного, которому противоположна тьма, а простейший и бесконечный, в
Котором и мрак есть бесконечное сияние; и что этот бесконечный свет всегда
светит во тьме нашего незнания, но тьма не может Его охватить. Тем самым мы
видим, однако, что теология отрицания настолько необходима для теологии
утверждения, что без нее Бог почитался бы не как бесконечный Бог, а скорее
как тварь, -- идолопоклонничество, воздающее образу то, что подобает только
истине. Поэтому полезно будет сказать еще немного и об отрицательной
теологии.
Святое незнание научило нас, что Бог несказанен и таков потому, что
бесконечно выше всего именуемого. Ввиду бесспорной истинности этого мы ближе
к истине, когда высказываемся о Боге через отстранения и отрицания, подобно
великому Дионисию, утверждавшему, что Бог не есть ни истина, ни ум, ни свет,
ни вообще что бы то ни было выражаемое в словах; рабби Саломон и все мудрые
мужи следуют ему. По отрицательной теологии, Бог не есть ни Отец, ни Сын, ни
Святой Дух, он только бесконечность, бесконечность же как таковая и не
порождает, и не порождаема, и не имеет исхождений. Поэтому Иларий из Пуатье
очень глубоко сказал при различении лиц Троицы: "Бесконечность в вечности,
идея в образе, действие в даре", подразумевая, что хоть в вечности мы тоже
видим не что иное, как бесконечность, однако порождающей мыслится не сама по
себе бесконечность, которая при всей своей тождественности с вечностью
остается отрицательным понятием, а вечность, поскольку вечность есть
утверждение единства или максимального присутствия и, значит, безначальное
начало. "Идея в образе" означает начало от начала; "действие в даре"
означает исхождение из обоих.
Все это совершенно понятно из предыдущего. В самом деле, хотя вечность
есть та же бесконечность, так что вечность не в большей мете присуща Отцу,
чем бесконечность, однако сообразно способу рассмотрения вечность
приписывается Отцу, но не Сыну и не Святому Духу, а бесконечность
приписывается всем лицам в равной мере: одна и та же бесконечность при
рассмотрении ее единства есть Отец, при рассмотрении ее равенства единству
-- Сын, при рассмотрении связи обоих -- Святой Дух, при рассмотрении ее как
простой бесконечности -- ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух. Хотя эта
бесконечность -- как и вечность -- есть любое из трех лиц, и, наоборот,
любое лицо есть бесконечность и вечность, однако не при ее непосредственном
рассмотрении -- как выше сказано, -- потому что при рассмотрении
бесконечности [как таковой] Бог не есть ни единое, ни многое. А по теологии
отрицания, в Боге нет ничего, кроме бесконечности. Поэтому, согласно ей, он
не познаваем ни в этом веке, ни в будущем, ибо всякая тварь по отношению к
Нему есть тьма, неспособная объять бесконечный свет, и Бог известен только
самому себе.
Отсюда ясно, между прочим, что отрицания в теологии истины, а
утверждения недостаточны. При всем том отрицания, отстраняющие от
совершеннейшего что-нибудь менее совершенное, истиннее других; так, "Бог не
есть камень" вернее, чем "Бог не есть жизнь или разум", и "Бог не есть
опьянение" вернее, чем "Бог не есть добродетель". В утвердительной теологии
-- наоборот: истинной утвердительное определение Бога, называющее Его
разумом и жизнью, а не землей, камнем или телом. Но все это явственнейшим
образом следует из сказанного выше.
Поэтому мы говорим в заключение, что точность истины непостижимо светит
во тьме нашего незнания. И здесь -- то умудренное незнание, которого мы
искали и путем которого только и можно по ступенькам науки этого незнания
приблизиться к величайшему триединому бесконечно благому Богу, чтобы всей
силой нашего порыва восхвалять Сущего над всем за то, что Он Сам явил нам
Свою непостижимость, Благословенный вовеки.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев