Глава 5
ЧТО НИЧЕМ ИЗ УМСТВЕННОГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, ПРЕВОСХОДЯ ЕГО, ПРИЧИНА ВСЕГО
УМСТВЕННОГО
Далее восходя, говорим, что Она не душа, не ум; ни воображения, или
мнения, или слова, или разумения Она не имеет1; и Она не есть ни слово, ни
мысль; Она и словом не выразима и не уразумеваема; Она и не число, и не
порядок, не величина и не малость, неравенство и не неравенство, не подобие
и не отличие; и Она не стоит, не движется, не пребывает в покое, не имеет
силы и не является ни силой, ни светом; Она не живет и не жизнь; Она не есть
ни сущность, ни век, ни время; Ей не свойственно умственное восприятие; Она
не знание, не истина, не царство, не премудрость; Она не единое и не
единство2, не божественность или благость; Она не есть дух в известном нам
смысле, не сыновство, не отцовство3, ни что-либо другое из доступного нашему
или чьему-нибудь из сущего восприятию; Она не что-то из не-сущего и не
что-то из сущего; ни сущее не знает4 Ее такой, какова Она есть5, ни Она не
знает сущего таким, каково оно есть; Ей не свойственны ни слово, ни имя, ни
знание; Она не тьма и не свет, не заблуждение и не истина; к Ней совершенно
не применимы ни утверждение, ни отрицание; и когда мы прилагаем к Ней или
отнимаем от Нее что-то из того, что за Ее пределами, мы и не прилагаем, и не
отнимаем, поскольку выше всякого утверждения совершенная и единая Причина
всего, и выше всякого отрицания превосходство Ее, как совершенно для всего
запредельной.
14 Иначе. Жизнь и благость -- это катафасис, , или утверждение. Не
пьянство и не гнев -- это апофасис, или отьятие.
15 Воздух -- поскольку в "Царствах" сказано о "дуновении тихом" (3 Цар.
19, 12), "камень" -- сказал пророк (Пс. 117, 22). Более, чем эти, подходят
Богу такие утверждения и изъявления, как "жизнь" и "благость". Равным
образом при отъятиях противоположного такие явления, как похмелье и гнев,
более далеки от Бога и чужды Ему; а то, что Он невыражаем в слове и
немыслим, больше подобает и ближе к Богу, потому что Он выше всякого ума и
слова.
Гл. 4. 1 Необходимым образом отец тем самым предупреждает слушателя,
что в результате апофаз не следует думать, что божественное вовсе не
существует; ими он как раз утверждает его бытие; в данном случае он
показывает, что оно не является ничем из сущего, но сверхсущественно.
Гл. 5. 1 Отличаются друг от друга, как выше было сказано, воображения,
мнение, слово и разумение, представляющиеся свойствами ума. Но надо разуметь
и то, что Причина не имеет слова, подобного нашему слову, в равной степени и
разумения такого, как у наделенных умом тварей; так же и прочее следует
воспринимать. Иначе. И в этих случаях следует понимать подобно тому, как это
делается, когда речь идет о нашем познании. А когда говорят "жизнь" или
"свет" в том смысле, в каком они созерцаются среди рожденных, то
высказываются, говорит он, о том, что вне Ее, т.е. за пределами божественной
природы, значит, говорят о творениях, благодаря которым мы постигаем Давшего
им существование; сказать же благодаря им что-либо положительное о Его
природе мы не можем; опять же мы осуществляем отьятие, говоря, что ничем из
этого божественное не является.
2 Отличаются друг от друга единое и единство: одно являет собой нечто
превосходящее, а другое свойственное ему качество, как, к примеру, белое и
белизна, благое и благость. И заметь, что ни благость не является сущностью
Божией, ни вообще что-либо из перечисленного и противоположного тому; так
что она ничем из этого не является. Ибо все таковое -- не сущность Его, но
представление о Нем. То же говорят и философ Секст Екклезиастик, и Григорий
Богослов в третьем из своих богословских слов, -- что ни божественность, ни
нерожденность, ни отечество не означают сущности Божией.
3 Заметь, что Она не является ни духом в нашем понимании, ни
сыновством, ни отцовством. Ко всем предлагаемым апофазам добавляй слова "в
известном нам смысле", ибо они указывают на область подлежащего нашему
ведению.
4 Да не смутит тебя эта глава, и да не подумаешь ты, что богохульствует
этот божественный муж. Его цель -- показать, что Бог не есть что-то сущее,
но выше сущего. Ведь если Он, сотворив, ввел все это в бытие, как же может
Он оказаться чем-то одним из сущего? Он говорит, что сущее не ведает все
причинившего Бога; однако же явная погибель -- не знать Бога. Вскоре, однако
же, он это прояснил, сказав "такой, какова она есть", т.е. что ничто из
сущего не знает Бога таким, каков Он есть; имеется в виду -- Его немыслимую
и сверхсущественную сущность, или существование, каким Он существует.
Сказано ведь: "Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца никто не знает, кроме
Сына" (Мф. 11, 27). И от противоположного великий Дионисий заключает, что ни
Бога никто не знает таким, каков Он есть, ни Сам Бог не знает сущее таким,
каково оно есть, т.е. не может подходить к чувственному чувственно или к
существам, как существа, ибо это несвойственно Богу. Люди постигают, что
представляет собой чувственное, или через зрение, или вкусом, или осязанием;
умственное же мы уразумеваем или путем изучения, или через научение, или
благодаря озарению. Бог же ведает сущее, не пользуясь ни одним из этих
способов, но обладая Ему подобающим знанием. Это и имеет в виду выражение
"Знающий все прежде его рождения" {Дан. 13, 42), показывающее, что Бог знает
сущее не свойственным бытию сущего образом, т.е. не чувственно, но иным
образом ведения. Ангелы же знают его разумом, нематериально, а не как мы --
чувственно. Так что и Бог знает сущее несравненным и все превосходящим
образом, не уподобляясь тому. Иначе. Сущее, или же тварь, стать выше своей
природы в мышлении не может. Естественным образом, взирающее на самое себя
не знает божественную Природу такой, какой Она является. Так же и
божественная Природа, взирая на Самое Себя, не знает, что в Ней имеется
сущее согласно логосу сущности. Он прояснил это, сказав "является ли сущим",
-- поскольку Он выше всего сущего и само бытие приобрел сверхсущественно.
Иным образом невозможно ведь сказать, что Бог не знает Свои творения.
3 Что никто не знает Пречистую Троицу такой, какова Она есть, иными
словами, что нет ничего подобного Ей, способного познать Ее такой, какова
Она есть, Мы ведь знаем, что представляет собой человеческая природа,
поскольку мы люди. Что же представляет собой образ существования Пречистой
Троицы, мы не знаем, ибо происходим не от Ее существа. Подобным образом и
Бог не знает сущее таким, каков оно есть, как это знаем мы, потому что Он не
является чем-то из сущего или подобным ему. И если Бог -- Дух, а ведь Святой
Дух так и называется, то Дух в неизвестном нам и ангелам смысле. А почему,
сказав выше "Он не есть ни свет, ни истина", чуть ниже он вновь говорит: "Он
не есть ни тьма, ни свет, ни обман, ни истина"? Можно попытаться ответить
так: сначала он говорит о свете в абсолютном смысле "и не обман", -- как в
существах ангелов, "и истина" -- сама-по-себе абсолютно и беспричинно
истина. А вслед за этим, -- Он -- не из числа того, что имеет отношение к
чему-либо, как то свет, возникающий из тьмы, как если бы из потенциального
состояния он обращался в свет актуальный -- из соотнесенных друг с другом
света и тьмы. Ибо и не сумрак это, и не сильный свет, так что и то и другое
не из противоположностей, из потенциального заблуждения, перевел бн в
актуальную истину. Ибо все таковое вторично по отношению к Нему, из Него
промыслитель-но распространившись. Ничего ведь нет, что было бы не из Него.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев