Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
Эй, человечишка, ныне отлучись ненадолго от занятий твоих, на малое
время отгородись от беспокойных мыслей твоих. Отшвырни тягостные заботы и
отложи на потом все надсадные потуги твои. Хоть немножко опростай в себе
места для Бога и хоть вот столечко отдохни в нем. "Войди в опочивальню" ума
твоего, выпроводи вон все, кроме Бога и того, что помогает тебе искать Его,
и "затворив дверь", ищи Его. Говори же, "Все сердце мое", говори; "Ищу лица
Твоего, "лица Твоего, Господи", взыскую" (Пс. 26, 8). Эй же ныне и Ты,
Господи Боже мой, научи сердце мое, где и как да ищет Тебя, где и как найдет
Тебя. Господи, если Ты не здесь, где найду Тебя, отсутствующего? Если же Ты
всюду, почему я не вижу Тебя присутствующего? Но истинно обитаешь Ты в
"свете неприступном" (1 Тим. 6, 16). А где свет неприступный? Или как
поступиться мне к свету неприступному? Или кто приведет и введет меня в
него, чтобы я увидел Тебя в нем? И потом, в каких знаках, в каком обличий
мне искать Тебя? Я никогда не видел Тебя, Господи Боже мой, не знаю лица
Твоего. Что делать, Господи всевышний, что делать этому дальнему Твоему
изгнаннику? Что делать рабу Твоему, томящемуся от любви к Тебе и далеко
заброшенному от лица Твоего? (Пс. 50, 13). Пыхтит от усердия видеть Тебя, и
вот отсутствует лицо Твое. Приступить к Тебе желает, и неприступна обитель
Твоя. Найти Тебя страждет, и не ведает места Твоего. Господи, Ты Бог и Ты
Господь мой -- а я ни разу не видел тебя. Ты создал меня и воссоздал, и все
добро, какое есть у меня, Ты вручил мне -- а я так и не знаю Тебя. В конце
концов, я и создан был для того, чтобы видеть Тебя, -- и все никак не
исполняю то, зачем был создан.
О жалкий жребий человека, утратившего то, ради чего он был создан! О
тяжелое и гибельное это падение его! Увы, что потерял он и что нашел, чем
изошел и чем остался! Потерял блаженство, для которого был создан, нашел
нужду, для которой не был создан. Изошел тем, без чего ничто не счастливо,
остался тем, что само по себе -- одно несчастье. "Ел" тогда "хлеб ангельский
человек" (Пс. 77, 26), которого теперь алчет; ест теперь "хлеб печали" (Пс.
126, 2), которого тогда не знал. Увы, всенародный вопль человеков,
вселенское стенание сынов адамовых! Адам отрыгивал от сытости, нам сводит
дыхание голод. Он роскошествовал, мы побираемся. Он счастливо держал, да
жалко спустил, а мы несчастливо нуждаемся, и желаем жалостно, и, увы,
остаемся пусты. Почему он не стерег для нас, когда легко мог, то, от чего мы
теперь столь тягостно свободны? Почему он закрыл нам свет и обвел нас
потемками? Для чего отнял у нас жизнь и навлек на нас смерть? Бедные, из
чего мы извергнуты, во что ввергнуты! Откуда низринулись, куда погрузились!
Из отечества в ссылку, от видения Бога в слепоту нашу. От приятности
бессмертия в горечь и ужас смерти. Жалкая перемена! От какого добра в какое
зло! Тяжело проклятье, тяжела скорбь, тяжело все.
Но, увы и мне несчастному, одному из прочих несчастных сыновей евиных,
удаленных от Бога, -- что начинал я и что исполнил? Куда тянулся и куда
прибыл? О чем задыхался в ревностном волнении и о чем теперь только вздыхаю?
Искал блага -- "и вот ужасы" (Иер. 14, 19). Лез к Богу -- а уткнулся в себя
самого. Покоя искал в сокровенном моем, а "встретил тесноту и скорбь" в
заветных глубинах моих (Пс. 114, 3). Хотел смеяться от радости души моей и
принужден стенать "от терзания сердца моего" (Пс. 37, 9). Веселия чаял -- и
вот учащаются вздохи.
И -- о Ты, Господи, доколе? "Доколе будешь забывать" нас, "доколе
будешь скрывать лице Твое" от нас? (Пс. 12, 2). Когда призришь и услышишь
нас? Когда просветишь глаза наши и явишь нам "лице Твое"? (Пс. 79, 4, 8).
Когда возвратишь Себя нам? Призри, Господи, услышь, просвети нас, явись нам,
чтобы было нам хорошо, без Тебя нам так плохо, Пожалей трудов и тщания
нашего о Тебе, ибо мы ничего не можем без Тебя. Ты приглашаешь нас --
"помоги нам" (Пс. 78, 9). Молю, Господи, не дай духу моему упасть в
отчаянии, но дай воспрянуть в чаянии. Молю, Господи, огорчено сердце мое
запустением своим, услади его утешением Твоим. Молю, Господи, алкая начал я
искать Тебя, да не покину Тебя не евши. Голодный пришел я, да не уйду
немытым. Бедняк, пришел я к богатому, проситель милостыни -- к милостивому;
да не уйду пустой и презренный. И коль скоро "вздохи мои предупреждают хлеб
мой" (Иов. 3, 24), то хоть после вздохов дай хлеба. Господи, согнут дугою,
могу смотреть я только вниз; выпрями меня, чтобы я мог видеть и то, что
вверху. "Беззакония мои, превысившие голову мою", обвернулись вокруг меня и
"как тяжелое бремя" тяготеют на мне (Пс. 37, 5). Разверни меня, облегчи
меня, "да не затворит" пучина их "зев свой" надо мной (Пс. 68, 16). Да будет
мне позволено (одним глазком) взглянуть на свет Твой, хоть издалека, хоть из
глубины. Научи меня искать Тебя и явись ищущему; ибо ни искать Тебя не умею,
если не научишь, ни найти -- если не явишься. Да взыщу Тебя, желая,
возжелаю, взыскуя; найду Тебя любя и возлюблю нашед.
Признаю, Господи, и за то благодарствую, что Ты сотворил во мне этот
образ Твой, чтобы, Тебя помня, я думал о Тебе и любил Тебя. Но он так стерся
от целований порочных, так закопчен дымом грехов, что не может делать то,
для чего был создан, если только ты не обновишь и не преобразишь его. Я,
Господи, не стремлюсь проникнуть в высоту твою, ибо нисколько не равняю с
ней мое разумение; но желаю сколько-то уразуметь истину Твою, в которую
верует и которую любит сердце мое. Ибо я не разуметь ищу, дабы уверовать, но
верую, дабы уразуметь. Верую ведь и в то, что "если не уверую, не уразумею"!
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев