logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его

Нашла ли ты, душа моя, чего искала? Искала Бога, и нашла, что он есть

нечто высшее (в отношении) всего, то, чего лучше представить себе нельзя; и

что он есть сама жизнь, свет, премудрость, благость, вечное блаженство и

блаженная вечность; и что он таков всегда и всюду. Ведь если ты не нашла

Бога твоего -- как же быть тогда с тем, что Он есть то, что ты нашла и что

ты помыслила Его с такой достоверной и истинной достоверностью? А если нашла

-- что это, что ты не чувствуешь того, что нашла? Почему не чувствует Тебя,

Господи Боже, душа моя, если она нашла Тебя? Разве она не нашла Того, Кого

нашла как свет и истину? Или могла ли она вообще что-либо помыслить о Тебе

иначе как через "свет Твой и истину Твою" (Пс. 42, 3)? Значит, если она

увидела свет и истину -- она увидела Тебя. Если не увидела Тебя -- не

увидела ни света, ни истины. Или, может быть, и истина, и свет -- то, что

она увидела, а все-таки Тебя еще не увидела, ибо увидела Тебя насколько-то,

но не увидела Тебя, как Ты есть.

Господи Боже мой, создатель и воссоздатель мой, скажи душе моей

страждущей, что Ты есть другое, чем то, что она видит, чтобы она чисто

видела то, чего желает. Она напрягается больше видеть и ничего не видит

сверх того, что видит, кроме потемок; вернее, не потемки видит, ибо нет их в

Тебе, а видит, что она не может больше видеть из-за темноты своей. Почему

это, Господи, почему это? Затемнен зрак ее из-за нестойкости ее, или он

помрачается перед блеском Твоим? Впрочем, что я: конечно, и я сама в себе

затемняется, и Тобой ослепляется. Конечно, и помрачается своей короткостью,

и повергается ниц перед Твоей безмерностью. Истинно так: и заволакивается

тьмой из-за узости своей, и побеждается обширностью Твоей. Ведь сколь велик

свет тот, от которого имеет сияние все истинное, что светит разумному уму!

Сколь поместительна та истина, в которой все истинно, а вне которой -- лишь

ничто, и все ложно. Сколь безмерна она, видящая одним усмотрением и все, что

когда-либо было создано, и кем, и через кого, и как оно из ничего было

создано! Какая там чистота, какая простота, какая надежность и какой блеск!

Явно больше, чем тварь может уразуметь.