logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Мишель де монтень

(1533--1592)

Известнейший французский мыслитель Мишель де Монтень (1533-- 1592)

родился на юго-западе Франции в замке Монтень, принадлежащем его отцу. С

двух лет началось обучение маленького Мишеля -- отец нанял ему учителей

латыни. Более того, в семье все -- и отец, и мать, и слуги, -- разговаривали

с ним только на латыни, поэтому с детства Монтень освоил латынь как родной

язык. Отец Мишеля вообще стремился привить ему любовь к наукам и потому,

едва Мишелю исполнилось шесть лет, отдал его в коллеж города Бордо.

В двадцать один год Мишель де Монтень стал советником Счетной палаты в

Периге, а вскоре советником парламента города Бордо. На этой должности он

находился до 1570 г., после чего вышел в отставку и занялся литературной

деятельностью, проживая в своем родовом замке. Как писал Монтень, он, "давно

утомленный рабским пребыванием при дворе и общественными обязанностями...

решил

скрыться в объятия муз, покровительниц мудрости". В результате, в 1580

г. вышли в свет две первые книги его "Опытов" -- произведение, которое

принесло Монтеню еще при жизни широкую известность, а впоследствии всемирную

славу.

Однако желаниям Монтеня до конца дней своих провести жизнь в уединении

не суждено было сбыться. В 1581 г. он был избран мэром города Бордо и по

повелению короля Франции занял эту должность. Франция, раздираемая в тот

период религиозными войнами между католиками и гугенотами, переживала

тяжелые времена. И Монтеню, занимавшему столь значительный пост, не раз

приходилось участвовать в решении многих спорных вопросов. Сам он всецело

находился на стороне короля и не поддерживал гугенотские притязания. Но в

своей политической деятельности Монтень все же старался большинство проблем

решать мирным путем.

В 1586--1587 гг. Монтень, уже свободный от обязанностей мэра, продолжил

литературные занятия и написал третью книгу "Опытов". Позднее ему вновь

пришлось принять участие в политических баталиях и за свою приверженность

королю он даже оказался на недолгое время заключенным в Бастилию (1588 г.).

Умер Мишель де Монтень 13 сентября 1592 г. от обострения давно

мучав-шей его каменной болезни.

Если говорить о философских воззрениях Монтеня, то следует заметить --

в своем духовном развитии он пережил увлечение разными философскими

учениями. Так, из первой книги "Опытов" видно, что философские предпочтения

отдаются Монтенем стоицизму. Затем значительное влияние на его мировоззрение

оказывал эпикуреизм. И все же основное направление рассуждений французского

мыслителя лежит в русле другого учения, известного с древности --

скептицизма.

Сомнение -- в силах человеческого разума, в возможности соблюдения

человеком нравственных принципов, в исполнении неких общих для всех людей

идеалов -- вот что пронизывает все содержание "Опытов". Недаром главный

вопрос, который ставится в этом сочинении, звучит следующим образом -- "Что

я знаю?".

Ответ на этот вопрос, который дает Монтень, в принципе, неутешителен --

человек знает слишком мало, и, что еще более неутешительно, даже не может

знать многого. Причина подобного положения вещей заключена в природе самого

человека: "Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся

существо -- человек. Нелегко составить себе о нем устойчивое и единообразное

представление".

О суетности, непостоянстве и несовершенстве человеческой природы

говорилось задолго до Монтеня. Но он оказался первым, кто вдруг обнаружил --

в этом несовершенстве и спрятана вся прелесть человеческого существования.

Монтень как бы призывает своих читателей -- признайте свое несовершенство,

согласитесь со своей собственной посредственностью, не стремитесь подняться

над своей неполноценностью. И тогда вам станет легче жить, ибо смысл жизни

откроется в самой обыденности и повседневности, а вовсе не в служении

каким-то оторванным от реальности идеалам. "Жизнь -- вот мое занятие и мое

искусство" -- утверждает Монтень.

И тогда получается, что истинная мудрость выражается не в многознании

или безраздельной вере, а совсем в другом: "Отличительный признак мудрости

-- это неизменно радостное восприятие жизни..."

Монтень утверждает, что не стоит предаваться страданиям или, наоборот,

всячески стремиться к наслаждениям -- и то, и другое только прячут от

человека радость повседневности. Так, Монтень удивляется стремлению людей к

свершению "великих дел" и тому, что люди мучаются собственной

посредственностью, восклицая: "Я сегодня ничего не совершил!" "Как! А разве

ты не жил? -- спрашивает французский мыслитель и продолжает: -- Просто жить

-- не только самое главное, но и самое значительное из твоих дел... А сумел

ли ты обдумать свою повседневную жизнь и пользоваться ею как следует? Если

да, то ты уже совершил величайшее дело".

Как можно заметить, признавая несовершенство человеческого разума,

Монтень призывает именно таким разумом и руководствоваться в жизни, ибо

другого нам все равно не дано: "Лучшее наше творение -- жить согласно

разуму. Все прочее -- царствовать, накоплять богатства, строить -- все это,

самое большее, дополнения и довески".

И Монтень приходит к выводу -- жить нужно так, как подсказывает тебе

твой разум, не претендуя ни на что большее: "Надо не сочинять умные книги, а

разумно вести себя в повседневности, надо не выигрывать битвы и завоевывать

земли, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных

обстоятельствах".

По сути дела, в своих "Опытах" Мишель де Монтень как бы завершает

этические поиски мыслителей Эпохи Возрождения. Отдельное человеческое

сознание, личное Я, свободное от поиска ответов на "вечные", "проклятые"

вопросы о смысле жизни -- вот на чем держится все человеческое общество.

Гуманистический лозунг "Великое чудо -- человек!" находит в рассуждениях

Монтеня свое логическое заключение и практическое применение. Ибо вся

мудрость веков состоит только в одном -- признать несовершенство человека,

успокоиться и радоваться жизни. "Мы стремимся быть чем-то иным, не желая

вникнуть в свое существо, и выходим за свои естественные границы, не зная, к

чему мы по-настоящему способны, -- пишет Монтень. -- Незачемнам вставать на

ходули, ибо и на ходулях надо передвигаться с помощью своих ног. И даже на

самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду".

Исходя из подобного мироощущения, Монтень по-новому решает и проблему,

которая волновала многих мыслителей с момента возникновения христианства --

проблема соотношения веры и разума, религии и науки. Французский философ

просто-напросто разделяет сферы действия этих форм человеческого сознания:

религия должна заниматься вопросами веры, а наука -- познанием природных

законов.

При этом только вера способна дать человеку хоть какую-то незыблемость

в этом суетном и непостоянном мире: "Узы, которые должны связывать наш разум

и нашу волю и которые должны укреплять нашу душу и соединять ее с Творцом,

такие узы должны покоиться не на человеческих суждениях, доводах и страстях,

а на Божественном и сверхъестественном основании; они должны покоиться на

авторитете Бога и Его Благодати: это их единственная форма, единственный

облик, единственный свет".

И так как вера руководит и управляет человеком, то она заставляет

служить себе и все другие человеческие способности. Наука же, как продукт

несовершенного разума, может лишь немного помочь человеку в освоении

религиозной истины, но никогда не сможет заменить ее: "Нашу веру следует

подкреплять всеми силами нашего разума, но всегда памятуя при этом, что она

зависит не от нас и что наши усилия и рассуждения не могут привести нас к

этому сверхъестественному и Божественному познанию". Более того, наука без

веры приводит человеческое сознание к атеизму -- "учению чудовищному и

противоестественному", по определению Монтеня.

Учение Мишеля де Монтеня о мудрости повседневной жизни стало крайне

популярным в XVI--XVII вв., а его "Опыты" -- одной из самых читаемых книг.

Связано это было с тем, что произведения Монтеня оказались полностью

созвучны новой социально-политической и духовной реальности, в которой

начала жить Западная Европа в XVI--XVII столетиях. Все более набирающий силу

буржуазный уклад жизни постепенно приводил западноевропейскую цивилизацию к

торжеству принципов индивидуализма.

Монтень оказался одним из первых, кто откровенно заявил о нуждах и

желаниях "личного Я" в условиях новой исторической эпохи. И не зря многие

мыслители последующих времен столь часто обращались к мудрости "Опытов"

французского философа. Подводя своеобразный итог развитию гуманистических

учений, идеи Монтеня были обращены в будущее. Потому и сегодня "Опыты" стоят

в ряду книг, в которых современный человек открывает для себя прелести

повседневности.