Глава II. О том же
Точно так же, как найдено, что нечто есть высшее благо, поскольку все
блага являются благими через нечто одно, что благо само через себя, -- так
же с необходимостью получается, что нечто есть высшая величина, потому что
все, что велико, велико через нечто одно, что велико само через себя. Я имею
в виду не пространственно большое, как какое-нибудь тело, но то, что чем
больше, тем лучше или достойнее, какова мудрость. И так как не может быть
высшей величиной ничто, кроме высшего блага, то необходимо есть нечто
наибольшее и наилучшее, т.е. высшее (в отношении) всего существующего.
Глава Ш. (Что) есть некая природа, посредством которой существует все
существующее и которая сама существует через себя саму и есть высшее (в
отнощении) всего существующего
Наконец, не только все блага благи через нечто одно и то же и все
величины велики через нечто одно, но кажется, что все существующее
существует через одно. Ибо всякое существующее существует либо через нечто,
либо через ничто. Но ничто не существует через ничто. Ведь нельзя даже и
представить себе, чтобы нечто существовало не через нечто. Итак, все, что
существует, существует не иначе как через нечто. Если это так, то то, через
что существует все существующее, есть одно или многое. Но если многое, то
оно или относится к какому-то одному нечто, через которое существует, или из
многого каждое существует через себя, или отдельные части множества
существуют друг через друга. Но если это многое существует через одно, то
уже все существует не через многое, а скорее через то одно, через которое
существует это многое. Если же в этом многом каждое существует через себя
само, то во всяком случае есть некоторая одна сила, или природа,
существования через себя, которой они обладают, чтобы существовать им через
себя. Но тогда они, без сомнения, суть одно, через то самое, через что они
имеют возможность существовать через себя. Тогда вернее сказать, что все
существует через это одно, чем что через многое, которое не могло бы
существовать без этого одного. А чтобы многие (вещи) существовали друг через
друга, взаимно, -- этого не допускает никакой разумный смысл, потому что
неразумно представление, будто какая-то вещь существует через то, чему она
дает бытие. Ведь даже и соотнесенные не таким образом существуют друг через
друга. Например, если соотнесены друг с другом господин и слуга, то те люди,
которые находятся в (этом) отношении, вообще (как люди) не существуют друг
через друга, и те отношения, в которых они соотнесены, сами по себе не
существуют друг через друга, потому что эти (отношения) существуют через
подлежащее. Итак, поскольку истина всячески исключает множественность того,
через что все существует, то то, через что все существует с необходимостью,
есть одно.
Тогда, поскольку все существующее существует через это одно, нет
сомнения, что это одно само существует через себя. Таким образом, все
остальное существует через иное и только оно -- через само себя. А все, что
существует через иное, меньше, чем то, через что существует все иное, и что
одно только (существует) через себя. Поэтому то, что существует через себя,
является наибольшим из всего. Итак, есть нечто одно, что одно только большое
и выше всего, Что же больше всего, и через что существует все благое или
великое, и вообще все, что есть нечто, то с необходимостью есть в высшей
степени благое, и в высшей степени великое, и высшее (в отношении) всего
существующего. Потому есть нечто -- назвать ли его сущностью, или
субстанцией, или природой -- наилучшее, и наибольшее, и высшее (в отношении)
всего существующего.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев