Схоластика
(IX-XV вв.)
ААКУИН
(730--804)
В VIII--IX вв. наиболее крупным государством Западной Европы становится
империя, созданная франкским королем Карлом Великим. В 800 г. во время
пребывания в Риме, Карл был коронован римским папой как "император римлян".
Так возникла знаменитая Священная Римская империя, номинально
просуществовавшая до 1806 г.
С правлением Карла Великого связано существование так называемого
"каролингского возрождения". Громадная империя требовала для управления ею
большого числа грамотных людей. Для подготовки имперского чиновничества
император принялся устраивать новые школы. Чаще всего эти школы возникали
при монастырях или кафедральных соборах (епископальные школы), поэтому
большую роль в "каролингском возрождении" сыграли представители духовенства.
Кроме того, школы стали образовываться и при королевских дворах (придворные
школы). С этого времени и до XIII в., когда начинается формирование
университетов, монастырские, епископальные и придворные школы являлись
главными учреждениями культуры и образования в Западной Европе.
Но если монастырские школы служили чаще всего местом, где хранились
библиотеки и переписывались рукописи, а епископальные школы служили
учреждениями начального образования, то в придворных школах помимо
традиционной теологии, преподавались также "семь свободных искусств". "Семь
свободных искусств" разделялись на тривиум и квадриум. Тривиум, или "три
пути познания", включал грамматику, риторику и диалектику. Квадриум, или
"четыре пути познания", состоял из арифметики, геометрии, астрономии и
музыки.
Карл Великий предпринял попытку не только возродить принципы
образования, характерные для античности, но и возродить формы учебных и
научных учреждений. По его инициативе, при королевском дворе создали научное
сообщество, которое, по примеру Академии Платона, также было названо
Академией. Конечно, Академия Карла Великого не соответствовала этому гордому
имени в полном смысле слова. Однако ученые, собравшиеся при королевском
дворе, изучали древние рукописи, интересовались античной литературой, и,
главное, пытались разрабатывать и совершенствовать принципы христианской
теологии. Углубленное изучение и знание Священного Писания почиталось как
главная задача членами Академии. Кроме того, мыслителями этого круга впервые
была поставлена задача соотнесения истин веры с существующим на тот период
научным знанием, предпринимались попытки упрощения христианского вероучения
с целью его большей доступности и логичности. Иначе говоря, именно Академия
Карла Великого стала местом рождения западноевропейской схоластики.
Ведущую роль в этом процессе на рубеже VIII--IX вв. играл Алкуин
Йоркский, который считается родоначальником западноевропейской схоластики.
По национальности он был англосаксом, родился и прожил большую часть
жизни в Англии. В монастырской школе североанглийского горда Йорка Алкуин
получил образование. При дворе Карла Великого Алкуин оказался в 782 г., т.е.
в возрасте 52 лет, и уже вскоре возглавил существующее там ученое
сообщество, став своеобразным советником короля и главным проводником его
культуррегерских идей. Недаром Алкуин говорил: "Так взрастут на земле
франков новые Афины, еще более блистательные, чем в древности, ибо наши
Афины оплодотворены Христовым учением, а потому превзойдут в мудрости
Академию". Впрочем, сам Алкуин не успел исполнить поставленную задачу -- он
покинул королевский двор и стал аббатом в городе Туре на реке Луаре, где
тоже основал и возглавил монастырскую школу.
По своим теологическим и философским взглядам Алкуин был, конечно же,
продолжателем учения Аврелия Августина. В этом смысле его можно считать
неоплатоником, но неоплатонизм Алкуина был христианизированным. Недаром он
утверждал, что стремление человека к Богу как высшему благу изначально
заложено в человеческой душе. Наставницей всякой добродетели служит
философия, которая и открывает путь к истинной мудрости. Алкуин утверждал,
что человек должен полюбить философию "для Бога", "ради душевной чистоты,
ради познания истины и ради ее самой". Ступенями познания и восхождения к
мудрости служат "семь свободных искусств". По убеждению Алкуина, с помощью
"семи свободных искусств" просветились все знаменитые философы, поэтому они
превзошли славой царей и теперь восхваляются на вечные времена. Более того,
с помощью этих же наук основываются и христианские истины, а святые отцы,
защитники веры и наставники в ней, с их помощью одержали верх над всеми
ересиархами.
Особое значение среди "семи свободных искусств" Алкуин придавал
диалектике, недаром свое главное сочинение он так и назвал -- "Диалектика".
Диалектика, по его мнению, служит способом систематизации религиозной веры,
дает возможность человеческому уму прикоснуться ко всему сущему и к бытию
Бога. Таким образом, наука становится основанием истинной веры. Но вера,
конечно же, выше любой науки.
Ученики Алкуина -- Фредегиз и Рабан Мавр -- продолжили начатое их
учителем дело по развитию первых схоластических учений.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев