logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Схоластика

(IX-XV вв.)

ААКУИН

(730--804)

В VIII--IX вв. наиболее крупным государством Западной Европы становится

империя, созданная франкским королем Карлом Великим. В 800 г. во время

пребывания в Риме, Карл был коронован римским папой как "император римлян".

Так возникла знаменитая Священная Римская империя, номинально

просуществовавшая до 1806 г.

С правлением Карла Великого связано существование так называемого

"каролингского возрождения". Громадная империя требовала для управления ею

большого числа грамотных людей. Для подготовки имперского чиновничества

император принялся устраивать новые школы. Чаще всего эти школы возникали

при монастырях или кафедральных соборах (епископальные школы), поэтому

большую роль в "каролингском возрождении" сыграли представители духовенства.

Кроме того, школы стали образовываться и при королевских дворах (придворные

школы). С этого времени и до XIII в., когда начинается формирование

университетов, монастырские, епископальные и придворные школы являлись

главными учреждениями культуры и образования в Западной Европе.

Но если монастырские школы служили чаще всего местом, где хранились

библиотеки и переписывались рукописи, а епископальные школы служили

учреждениями начального образования, то в придворных школах помимо

традиционной теологии, преподавались также "семь свободных искусств". "Семь

свободных искусств" разделялись на тривиум и квадриум. Тривиум, или "три

пути познания", включал грамматику, риторику и диалектику. Квадриум, или

"четыре пути познания", состоял из арифметики, геометрии, астрономии и

музыки.

Карл Великий предпринял попытку не только возродить принципы

образования, характерные для античности, но и возродить формы учебных и

научных учреждений. По его инициативе, при королевском дворе создали научное

сообщество, которое, по примеру Академии Платона, также было названо

Академией. Конечно, Академия Карла Великого не соответствовала этому гордому

имени в полном смысле слова. Однако ученые, собравшиеся при королевском

дворе, изучали древние рукописи, интересовались античной литературой, и,

главное, пытались разрабатывать и совершенствовать принципы христианской

теологии. Углубленное изучение и знание Священного Писания почиталось как

главная задача членами Академии. Кроме того, мыслителями этого круга впервые

была поставлена задача соотнесения истин веры с существующим на тот период

научным знанием, предпринимались попытки упрощения христианского вероучения

с целью его большей доступности и логичности. Иначе говоря, именно Академия

Карла Великого стала местом рождения западноевропейской схоластики.

Ведущую роль в этом процессе на рубеже VIII--IX вв. играл Алкуин

Йоркский, который считается родоначальником западноевропейской схоластики.

По национальности он был англосаксом, родился и прожил большую часть

жизни в Англии. В монастырской школе североанглийского горда Йорка Алкуин

получил образование. При дворе Карла Великого Алкуин оказался в 782 г., т.е.

в возрасте 52 лет, и уже вскоре возглавил существующее там ученое

сообщество, став своеобразным советником короля и главным проводником его

культуррегерских идей. Недаром Алкуин говорил: "Так взрастут на земле

франков новые Афины, еще более блистательные, чем в древности, ибо наши

Афины оплодотворены Христовым учением, а потому превзойдут в мудрости

Академию". Впрочем, сам Алкуин не успел исполнить поставленную задачу -- он

покинул королевский двор и стал аббатом в городе Туре на реке Луаре, где

тоже основал и возглавил монастырскую школу.

По своим теологическим и философским взглядам Алкуин был, конечно же,

продолжателем учения Аврелия Августина. В этом смысле его можно считать

неоплатоником, но неоплатонизм Алкуина был христианизированным. Недаром он

утверждал, что стремление человека к Богу как высшему благу изначально

заложено в человеческой душе. Наставницей всякой добродетели служит

философия, которая и открывает путь к истинной мудрости. Алкуин утверждал,

что человек должен полюбить философию "для Бога", "ради душевной чистоты,

ради познания истины и ради ее самой". Ступенями познания и восхождения к

мудрости служат "семь свободных искусств". По убеждению Алкуина, с помощью

"семи свободных искусств" просветились все знаменитые философы, поэтому они

превзошли славой царей и теперь восхваляются на вечные времена. Более того,

с помощью этих же наук основываются и христианские истины, а святые отцы,

защитники веры и наставники в ней, с их помощью одержали верх над всеми

ересиархами.

Особое значение среди "семи свободных искусств" Алкуин придавал

диалектике, недаром свое главное сочинение он так и назвал -- "Диалектика".

Диалектика, по его мнению, служит способом систематизации религиозной веры,

дает возможность человеческому уму прикоснуться ко всему сущему и к бытию

Бога. Таким образом, наука становится основанием истинной веры. Но вера,

конечно же, выше любой науки.

Ученики Алкуина -- Фредегиз и Рабан Мавр -- продолжили начатое их

учителем дело по развитию первых схоластических учений.