logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава XVI

Сколь полезен истинный любовник

Хотите знать, что дает сократовская любовь? Во-первых, конечно, весьма

много самому Сократу для обретения крыльев, с помощью которых он, возможно,

возвратиться в отчизну; затем весьма полезна его городу для достойной и

счастливой жизни [в нем]. В самом деле, город делают не камни, а люди. Люди

же с нежного возраста, как деревья с нежнейших ростков, должны быть опекаемы

и направляемы к принесению наилучшего плода. О детях заботятся родители и

педагоги. Юноши же преступают пределы, налагаемые родителями и педагогами,

не прежде, чем испортятся от вредного общения с толпой. Конечно, они

следовали бы впитанным с молоком дома правилам поведения, если бы не

уклонялись от них из-за знакомств и общения с недобрыми людьми, особенно с

теми, кто им льстит. Итак, что же станет делать Сократ? Неужели позволит,

чтобы юношество, которое есть семя будущего государства, подвергалось порче

от заразы бесстыдных людей? Но где тогда любовь к родине? Итак, поможет

родине Сократ и освободит от погибели ее сынов, а ему -- братьев. Быть

может, он составит законы, которыми удалит бесчинных людей от общения с

юношами? Но не все мы можем быть Солонами или Ликургами. Не многим дается

власть устанавливать законы, и еще меньше тех, что повинуются изданным

законам. Так что же, он применит силу и, приложив руку, отгонит от юношества

стариков [в итал. тексте: бесчестных старцев]? Но говорят, что один только

Геркулес победно бился с чудовищами, для прочих же такого рода применение

силы в высшей мере опасно. Может быть, он станет увещевать, порицать и

бранить преступных людей? Впрочем, смятенный дух презирает слова

увещевающего и. что хуже того, свирепствует против увещевателя. По этой

причине Сократ, пока он испытывал это средство, получал удары от одного

кулаком, от другого ногой. Единственный путь спасения остается v юношества:

общение с Сократом. Итак, этот мудрейший из греков, охваченный любовью,

примешивается к нему всюду и воспламеняется [стремлением к цели], в то время

как большая толпа юношей его сопровождает.

Так истинный любовник, то есть пастырь, бережет стадо агнцев от омута и

чумы лживых любовников или, иначе, волков. Так как, однако, легко

соединяются равные с равными, он делал себя равным более юным чистотою

жизни, простотою слов, играми, забавами и шутками. И он из старика делается

ребенком прежде всего для того, чтобы порой благодаря домашней и приятной

близости сделать детей старцами. Склонное к наслаждению юношество

удерживается одним лишь наслаждением, избегает суровых наставников. Вот

поэтому охранитель юношества ради спасения своего отечества принимает на

себя заботу о более юных и их пленяет прежде всего приятной сладостью

общения. Таким образом привязанных, он их увещеваем затем, становясь

несколько строже, наказывает более суровой строгостью. Таким способом юно-шу

Федона, выставлявшегося в непотреоном доме, он освободил от этой пагубы и

сделал философом. Платона, преданного поэзии, он заставил предать огню

трагедии и приняться за более важные занятия. Ксенофонта он от пошлой

роскоши склонил к мудрой умеренности. Эсхина и Аристиппа он сделал из бедных

богатыми. Федра из оратора философом, Алкивиада из невежды ученейшим.

Хармиза он сделал важным и скромным, Феага справедливым и сильным в

государстве гражданином. Эвфидема и Менона он от уловок софистов обратил к

истинной мудрости. Отчего получилось, что общество Сократа не столько было

приятно, сколь полезно и что Сократ намного более горячо, как говорит

Алкивиад, был любим юношами, нежели сам любил.