Глава XVI
Сколь полезен истинный любовник
Хотите знать, что дает сократовская любовь? Во-первых, конечно, весьма
много самому Сократу для обретения крыльев, с помощью которых он, возможно,
возвратиться в отчизну; затем весьма полезна его городу для достойной и
счастливой жизни [в нем]. В самом деле, город делают не камни, а люди. Люди
же с нежного возраста, как деревья с нежнейших ростков, должны быть опекаемы
и направляемы к принесению наилучшего плода. О детях заботятся родители и
педагоги. Юноши же преступают пределы, налагаемые родителями и педагогами,
не прежде, чем испортятся от вредного общения с толпой. Конечно, они
следовали бы впитанным с молоком дома правилам поведения, если бы не
уклонялись от них из-за знакомств и общения с недобрыми людьми, особенно с
теми, кто им льстит. Итак, что же станет делать Сократ? Неужели позволит,
чтобы юношество, которое есть семя будущего государства, подвергалось порче
от заразы бесстыдных людей? Но где тогда любовь к родине? Итак, поможет
родине Сократ и освободит от погибели ее сынов, а ему -- братьев. Быть
может, он составит законы, которыми удалит бесчинных людей от общения с
юношами? Но не все мы можем быть Солонами или Ликургами. Не многим дается
власть устанавливать законы, и еще меньше тех, что повинуются изданным
законам. Так что же, он применит силу и, приложив руку, отгонит от юношества
стариков [в итал. тексте: бесчестных старцев]? Но говорят, что один только
Геркулес победно бился с чудовищами, для прочих же такого рода применение
силы в высшей мере опасно. Может быть, он станет увещевать, порицать и
бранить преступных людей? Впрочем, смятенный дух презирает слова
увещевающего и. что хуже того, свирепствует против увещевателя. По этой
причине Сократ, пока он испытывал это средство, получал удары от одного
кулаком, от другого ногой. Единственный путь спасения остается v юношества:
общение с Сократом. Итак, этот мудрейший из греков, охваченный любовью,
примешивается к нему всюду и воспламеняется [стремлением к цели], в то время
как большая толпа юношей его сопровождает.
Так истинный любовник, то есть пастырь, бережет стадо агнцев от омута и
чумы лживых любовников или, иначе, волков. Так как, однако, легко
соединяются равные с равными, он делал себя равным более юным чистотою
жизни, простотою слов, играми, забавами и шутками. И он из старика делается
ребенком прежде всего для того, чтобы порой благодаря домашней и приятной
близости сделать детей старцами. Склонное к наслаждению юношество
удерживается одним лишь наслаждением, избегает суровых наставников. Вот
поэтому охранитель юношества ради спасения своего отечества принимает на
себя заботу о более юных и их пленяет прежде всего приятной сладостью
общения. Таким образом привязанных, он их увещеваем затем, становясь
несколько строже, наказывает более суровой строгостью. Таким способом юно-шу
Федона, выставлявшегося в непотреоном доме, он освободил от этой пагубы и
сделал философом. Платона, преданного поэзии, он заставил предать огню
трагедии и приняться за более важные занятия. Ксенофонта он от пошлой
роскоши склонил к мудрой умеренности. Эсхина и Аристиппа он сделал из бедных
богатыми. Федра из оратора философом, Алкивиада из невежды ученейшим.
Хармиза он сделал важным и скромным, Феага справедливым и сильным в
государстве гражданином. Эвфидема и Менона он от уловок софистов обратил к
истинной мудрости. Отчего получилось, что общество Сократа не столько было
приятно, сколь полезно и что Сократ намного более горячо, как говорит
Алкивиад, был любим юношами, нежели сам любил.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев