logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие

духи беспредельны и вечны

Но все, что сколько-нибудь ограничивается местом или временем, меньше

того, что не подвержено ограничению никаким законом места или времени.

Значит, поскольку больше Тебя нет ничего, никакое место или время тебя не

связывает, но Ты существуешь всюду и всегда. Так как это можно сказать

только о Тебе одном, Ты один беспределен и вечен. Как же тогда и другие духи

называются беспредельными и вечными?

А Ты потому один являешься вечным, что Ты один из всего как не

прекращаешь существовать, так и не начинаешь. Ну а как "один беспределен"?

Может быть, так, что дух сотворенный по сравнению с Тобой ограничен, а по

сравнению с телом беспределен? Ясно, что вполне ограниченным является то,

что, будучи где-нибудь все целиком, не может одновременно присутствовать в

другом месте; что, как можно воочию видеть, свойственно только телам.

Беспредельно же то, что в одно и то же время, сразу, всюду есть целиком; и

это можно помылить только о Тебе. А беспредельным и вместе с тем имеющим

предел является то, что, находясь где-то, может в то же самое время быть

целиком в другом мете, однако не всюду; что можно знать о других сотворенных

духах. Ведь если бы душа не была целиком вся в отдельных членах своего тела,

она не могла бы вся ощущать в отдельных (членах). Следовательно, Ты,

Господи, единственный беспредельный и вечный, и все же другие духи также

беспредельны и вечны.