logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава 11

О ТОМ, ЧТО МАТЕМАТИКА ЛУЧШЕ ВСЕГО ПОМОГАЕТ НАМ Б ПОНИМАНИИ

РАЗНООБРАЗНЫХ БОЖЕСТВЕННЫХ ИСТИН

Все наши мудрые и божественные учители сходились в том, что видимое

поистине есть образ невидимого и что творца, таким образом, можно увидеть по

творению как бы в зеркале и подобии. Возможность символически исследовать

сами по себе непостижимые для нас духовные вещи коренится в сказанном выше:

все взаимно связано какой-то -- правда, для нас темной и [в точности]

непостижимой -- соразмерностью, так что совокупность вещей образует единую

Вселенную и в едином максимуме все есть само Единое.

Хотя всякий образ очевидно стремится уподобиться своему прообразу,

однако кроме максимального образа, который в силу единства природы есть то

же самое, что и прообраз, нет настолько равного прообразу образа, чтобы он

не мог без конца становиться более подобным и равным прообразу, как уже ясно

из предыдущего. Поскольку разыскание ведется все-таки исходя из подобий,

нужно, чтобы в том образе, отталкиваясь от которого мы переносимся к

неизвестному, не было по крайней мере ничего двусмысленного; ведь путь к

неизвестному может идти только через заранее и несомненно известное. Но все

чувственное пребывает в какой-то постоянной шаткости ввиду изобилия в нем

материальной возможности. Самыми надежными и самыми для нас несомненными

оказываются поэтому сущности более абстрактные, в которых мы отвлекаемся от

чувственных вещей, -- сущности, которые и не совсем лишены материальных

опор, без чего их было бы нельзя вообразить, и не совсем подвержены текучей

возможности.

Таковы математические предметы. Недаром именно в них мудрецы искусно

находили примеры умопостигаемых вещей, и великие светочи древности

приступали к трудным вещам только с помощью математических подобий. Боэций,

ученейший из римлян, даже утверждал, что никому не постичь божественной

науки, если он лишен навыка в математике. Не Пифагор ли, первый философ и по

имени и по делам, положил, что всякое исследование истины совершается через

число? Пифагору следовали платоники и наши первые учители настолько, что

Августин, а за ним Боэций утверждали, что первоначальным прообразом творимых

вещей было в душе создателя несомненно число. Разве Аристотель, который,

опровергая предшественников, желал предстать единственным в своем роде,

сумел показать нам в "Метафизике" различие сущностей каким-то другим

образом, чем в сравнении с числами? Желая преподать свое учение о природных

формах -- о том, что одна пребывает в другой, -- он тоже был вынужден

прибегнуть к математическим фигурам и сказать: "Как треугольник в

четырехугольнике, так низшее -- в высшем". Молчу о бесчисленных сходных

примерах. Платоник Августин Аврелий, исследуя количество души, ее бессмертие

и другие высшие предметы, тоже пользовался помощью математики. Наш Боэций

счел этот путь самым уместным и постоянно утверждал, что и всякое учение об

истине охватывается множеством и величиной. Если угодно, могу сказать

короче: разве не с помощью математического доказательства пифагорейцам и

перипатетикам только и удалось опровергнуть отрицающее бога и противоречащее

всей истине мнение эпикурейцев об атомах и пустоте, доказав, что невозможно

прийти к неделимым и простым величинам, которые служили Эпикуру предпосылкой

и основой всего его учения?

Вступая на проложенный древними путь, скажем вместе с ними, что если

приступить к божественному нам дано только через символы, то всего удобнее

воспользоваться математическими знаками из-за их непреходящей достоверности.

<...>