Глава 3
КАКОВО КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ И КАКОВО АПОФАТИЧЕСКОЕ
В "Богословских очерках"' мы раскрыли, что принадлежит собственно
ка-тафатическому богословию: почему божественная и благая Природа называется
единственной, почему тройственной, что в ней именуется Отцовством и
Сыновством, прояснению чего служит богословие Духа, как от невещественного и
неделимого Блага происходят в сердце благостные светы и пребывают в нем, в
самих себе и друг в друге неотрывными от совечного их возникновению
Пребывалища2; почему пресущественный3 Иисус восуществляется естественными
для человека истинами; и остальное, что явлено Писанием, разъяснено в
"Богословских очерках".
В книге же "О божественных именах"4 говорится о том, почему Бог
именуется Благим, почему Сущим, почему Жизнью, Премудростью, Силой и прочим,
чем пользуется умозрительное богоименование.
В "Символическом же богословии"5 -- каковы от чувственного на
божественное метонимии, что такое божественные формы, каковы божественные
образы, части, органы, что представляют собой божественные места, миры,
каковы стремления, страдания, негодования, что такое упоения и похмелья,
каковы клятвы и проклятия, что -- сны, каковы пробуждения, и что
представляют собой прочие священнозданные формы символического богословия.
Ты, я думаю, видел, насколько последнее многословнее первого6.
Подобает ведь "Богословским очеркам" и раскрытию божественных имен быть
короче "символического богословия"7. Ибо, по мере нашего восхождения вверх,
речи вследствие сокращения умозрений сокращаются8. Так что и ныне, входя в
сущий выше ума сумрак, мы обретаем не малословие, но совершенную
бессловесность и неразумение9.
А оттуда, сверху, до пределов нисходя, слово по мере нисхождения10
соответствующим образом распространяется. Но теперь, восходя от нижнего к
высшему, по мере восхождения оно сокращается и после полного восхождения
будет вовсе беззвучным и все соединится с невыразимым.
Почему, спрашиваешь ты, утверждения о божественном начиная с
первичного11, божественные отъятия мы начинаем с последнего12? Потому что,
высказывая утверждение о все Превосходящем, подобает начинать гипотетическую
катафазу13 с более тому родственного. Отнимая же от того, что выше всякого
отъятия, -- начинать отнимать с более от того удаленного. Разве не более Бог
жизнь и благость14, нежели воздух и камень15? И не в большей ли мере не
бывает Он в похмелье и не гневается, чем не может быть выражен словом или
помыслен?
4 Что содержит книга "О божественных именах".
5 Что содержит "Символическое богословие".
6 Первым он называет "Символическое богословие".
7 Почему "Богословские очерки" и книга "О божественных именах"
малословней, чем "Символическое богословие".
8 Говоря о сокращении умозрений, он имеет в виду подобающие их
нематериальной простоте созерцания. А "сокращаются" он сказал вместо
"свертываются".
9 Бессловесностью он называет неспособность представить словом то, что
выше слова; неразумением же -- неспособность составить понятие и помыслить о
том, что выше ума.
10 Поскольку существуют умственные и превышающие ум Божьи единицы, един
и Бог, а скорее и выше единого. Естественным образом слово сокращается,
поскольку Он неделим и неумножаем. После же восхождения к Богу, по мере
нисхождения к чувственному, слово все больше входит в связь с делимым,
разлагающимся и множественным и соумножается в соответствии с делимостью и
многообразием чувственного. "До пределов" же -- это из области "Богословских
основоположений".
11 С первичного, говорит, -- как с более подходящего и соответствующего
мысли, как, например, что Бог -- Сущий, как Он и Сам Себя наименовал.
12 Как подобает пользоваться утверждениями и отьятиями применительно к
Богу, и что утверждения мы начинаем с первичного и в большей мере
родственного Богу; отъятия же -- с того, что как можно более от Него
отстоит.
13 Катафаза представляет собой выражение чего-то или общепринятого, или
спорного, или связующего, или сопоставляющего, как, например: Бог есть
Жизнь, Бог есть Благость. Гипотетическим же является суждение, отрицающее
что-либо в целом, либо слова какого-то противника, или разъясняющее нечто
хитросплетенное. Пример же гипотетического катафасиса о Боге -- что Бог есть
Жизнь и Благость в большей мере, нежели воздух или камень. Отъятия же как
отрицания противоположны утверждению. Если при катафатическом утверждении
говорится, что Бог есть Жизнь в большей мере, нежели воздух, то при
апофатическом отъятии -- что не упивается бог, не гневается. Ведь при
утверждениях мы начинаем с более родственного, а более родственны Богу жизнь
и благость, нежели воздух и камень. При отъятиях же мы восходим от крайнего.
Скажем, то, что Бога невозможно ни словом явить, ни помыслить, ближе к Богу,
нежели то, что Он не бывает в похмелье и не гневается. И однако же отьятие
мы начинаем со второго, ибо Бог в большей мере не упивается, нежели о Нем
нельзя помыслить. Напиться (***) означает очень сильно опьянеть, как когда
бывает некое "головотрясение" (***), что представляет собой: "голову (***)
трясущая (***) и сильно движущая". А гнев это не случайное раздражение, но
продолжительное. Восходя от чувственного к умозрительному, подобает все
такого рода отьятия, касающиеся бесплотного, понимать не вульгарно, но
каждый раз имея в виду сказанное самим блаженным Дионисием, -- что Бог не
является ничем из сказанного, из того, что мы знаем или можем помыслить, а
также ничем из того, что ведают все умственные силы; ибо вообще все, о чем
можно сказать, происходит от Бога и есть Его дар. Как же в собственном
смысле слова может быть чем-то из них Пекущийся о них? Все это так или иначе
мы рассмотрели в книге "О божественных именах". Это ведь все как случайное
принадлежит сущему, каковое за пределами Бога. Бог же и выше сущего, и его
Причина, так что выше и того.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев