logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава 3

КАКОВО КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ И КАКОВО АПОФАТИЧЕСКОЕ

В "Богословских очерках"' мы раскрыли, что принадлежит собственно

ка-тафатическому богословию: почему божественная и благая Природа называется

единственной, почему тройственной, что в ней именуется Отцовством и

Сыновством, прояснению чего служит богословие Духа, как от невещественного и

неделимого Блага происходят в сердце благостные светы и пребывают в нем, в

самих себе и друг в друге неотрывными от совечного их возникновению

Пребывалища2; почему пресущественный3 Иисус восуществляется естественными

для человека истинами; и остальное, что явлено Писанием, разъяснено в

"Богословских очерках".

В книге же "О божественных именах"4 говорится о том, почему Бог

именуется Благим, почему Сущим, почему Жизнью, Премудростью, Силой и прочим,

чем пользуется умозрительное богоименование.

В "Символическом же богословии"5 -- каковы от чувственного на

божественное метонимии, что такое божественные формы, каковы божественные

образы, части, органы, что представляют собой божественные места, миры,

каковы стремления, страдания, негодования, что такое упоения и похмелья,

каковы клятвы и проклятия, что -- сны, каковы пробуждения, и что

представляют собой прочие священнозданные формы символического богословия.

Ты, я думаю, видел, насколько последнее многословнее первого6.

Подобает ведь "Богословским очеркам" и раскрытию божественных имен быть

короче "символического богословия"7. Ибо, по мере нашего восхождения вверх,

речи вследствие сокращения умозрений сокращаются8. Так что и ныне, входя в

сущий выше ума сумрак, мы обретаем не малословие, но совершенную

бессловесность и неразумение9.

А оттуда, сверху, до пределов нисходя, слово по мере нисхождения10

соответствующим образом распространяется. Но теперь, восходя от нижнего к

высшему, по мере восхождения оно сокращается и после полного восхождения

будет вовсе беззвучным и все соединится с невыразимым.

Почему, спрашиваешь ты, утверждения о божественном начиная с

первичного11, божественные отъятия мы начинаем с последнего12? Потому что,

высказывая утверждение о все Превосходящем, подобает начинать гипотетическую

катафазу13 с более тому родственного. Отнимая же от того, что выше всякого

отъятия, -- начинать отнимать с более от того удаленного. Разве не более Бог

жизнь и благость14, нежели воздух и камень15? И не в большей ли мере не

бывает Он в похмелье и не гневается, чем не может быть выражен словом или

помыслен?

4 Что содержит книга "О божественных именах".

5 Что содержит "Символическое богословие".

6 Первым он называет "Символическое богословие".

7 Почему "Богословские очерки" и книга "О божественных именах"

малословней, чем "Символическое богословие".

8 Говоря о сокращении умозрений, он имеет в виду подобающие их

нематериальной простоте созерцания. А "сокращаются" он сказал вместо

"свертываются".

9 Бессловесностью он называет неспособность представить словом то, что

выше слова; неразумением же -- неспособность составить понятие и помыслить о

том, что выше ума.

10 Поскольку существуют умственные и превышающие ум Божьи единицы, един

и Бог, а скорее и выше единого. Естественным образом слово сокращается,

поскольку Он неделим и неумножаем. После же восхождения к Богу, по мере

нисхождения к чувственному, слово все больше входит в связь с делимым,

разлагающимся и множественным и соумножается в соответствии с делимостью и

многообразием чувственного. "До пределов" же -- это из области "Богословских

основоположений".

11 С первичного, говорит, -- как с более подходящего и соответствующего

мысли, как, например, что Бог -- Сущий, как Он и Сам Себя наименовал.

12 Как подобает пользоваться утверждениями и отьятиями применительно к

Богу, и что утверждения мы начинаем с первичного и в большей мере

родственного Богу; отъятия же -- с того, что как можно более от Него

отстоит.

13 Катафаза представляет собой выражение чего-то или общепринятого, или

спорного, или связующего, или сопоставляющего, как, например: Бог есть

Жизнь, Бог есть Благость. Гипотетическим же является суждение, отрицающее

что-либо в целом, либо слова какого-то противника, или разъясняющее нечто

хитросплетенное. Пример же гипотетического катафасиса о Боге -- что Бог есть

Жизнь и Благость в большей мере, нежели воздух или камень. Отъятия же как

отрицания противоположны утверждению. Если при катафатическом утверждении

говорится, что Бог есть Жизнь в большей мере, нежели воздух, то при

апофатическом отъятии -- что не упивается бог, не гневается. Ведь при

утверждениях мы начинаем с более родственного, а более родственны Богу жизнь

и благость, нежели воздух и камень. При отъятиях же мы восходим от крайнего.

Скажем, то, что Бога невозможно ни словом явить, ни помыслить, ближе к Богу,

нежели то, что Он не бывает в похмелье и не гневается. И однако же отьятие

мы начинаем со второго, ибо Бог в большей мере не упивается, нежели о Нем

нельзя помыслить. Напиться (***) означает очень сильно опьянеть, как когда

бывает некое "головотрясение" (***), что представляет собой: "голову (***)

трясущая (***) и сильно движущая". А гнев это не случайное раздражение, но

продолжительное. Восходя от чувственного к умозрительному, подобает все

такого рода отьятия, касающиеся бесплотного, понимать не вульгарно, но

каждый раз имея в виду сказанное самим блаженным Дионисием, -- что Бог не

является ничем из сказанного, из того, что мы знаем или можем помыслить, а

также ничем из того, что ведают все умственные силы; ибо вообще все, о чем

можно сказать, происходит от Бога и есть Его дар. Как же в собственном

смысле слова может быть чем-то из них Пекущийся о них? Все это так или иначе

мы рассмотрели в книге "О божественных именах". Это ведь все как случайное

принадлежит сущему, каковое за пределами Бога. Бог же и выше сущего, и его

Причина, так что выше и того.