logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Философия эпохи возрождения

(XIV--XVI вв.)

В конце ХШ -- начале XIV в. в Западной Европе начинается интереснейший

и ярчайший процесс, связанный с изменениями во всех сферах жизни человека --

в области философской мысли, в литературе, в области художественного

творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических

представлениях. Этот процесс оказался настолько значительным, что позднее

был признан отдельной эпохой в истории западноевропейских народов -- Эпохой

Возрождения.

Сам термин "Возрождение" (от французского "renaissance" -- возрождение,

Ренессанс) появился в XIX в. Смысл употребления данного термина в том, что в

XIV--XVI вв. во-первых, происходит возрождение огромного интереса к античной

культуре в целом -- к античной философии, к античным религиозно-мистическим

учениям, к античной литературе и изобразительному искусству. Во-вторых, в

этот период как бы рождается новая культура уже самих западноевропейских

народов, противоположная традиционной христианской культуры Средних веков.

Новое миропонимание заключалось прежде всего в том, что мыслители Эпохи

Возрождения стали совершенно иначе, нежели христианские теологи, относиться

к проблеме человека. В традиционном христианском понимании человек -- это

лишь греховное существо, обязанное всей своей временной земной жизнью

доказать право на жизнь вечную, но не материальную, а духовную. Поэтому

человек должен всячески искоренять собственную материальную природу,

являющуюся источником греха. Все же свои помыслы он должен посвятить лишь

одному -- любви к Богу, ибо именно Бог является центром и целью всякого

мышления и действия.

С конца XIII -- начала XIV в. сущность человеческой личности начинает

пониматься совершенно иначе. На смену христианскому теоцентризму приходит

возрожденческий антропоцентризм, когда человек, проблемы личности становятся

центром и целью всякого познания, мышления в целом.

Уже Данте Алигьери (1265--1321) в своей знаменитой "Комедии", названной

позднее "Божественной", писал, что из всех проявлений Божественной мудрости,

человек -- величайшее чудо. В дальнейшем отношение к человеку, как к некому

чуду, даже как к центру Вселенной вообще, сохраняется и становится

определяющим. Поэтому своеобразным девизом, символом Эпохи Возрождения можно

считать слова, почерпнутые мыслителями этого времени в античных

произведениях и ставшие крайне популярными в XIV-- XVI вв. -- "Чудо великое

есть человек".

Человек в Эпоху Возрождения воспринимался во всей его целостности --

материальная природа человека интересовала мыслителей той поры не меньше чем

его духовные качества. Наиболее ярко внимание к человеческому телу

проявилось в искусстве Ренессанса. Возрождение интереса к красоте

человеческого тела, опора на античные идеалы и пропорции человеческого тела

-- одна из характерных черт произведений искусства того времени. Поэтому в

творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и других

выдающихся художников и скульпторов изображение человека как существа

плотского, телесного и красивого в своей телесности становилось условием для

выражения духовного мира человеческой личности. Подобный подход к

изображению человека резко контрастировал с предшествующими тенденциями

средневекового художественного творчества.

Мыслители Ренессанса пропагандировали идею всестороннего развития

человека -- физического и духовного. И все же большее внимание они уделяли

формированию духовной природы человеческой личности. В те времена считалось,

что наиболее духовный мир развивают такие отрасли знания как литература,

философия, история, риторика. Уже в XIV в. эти области человеческого знания

и творчества стали называть гуманитарными дисциплинами, а самих

преподавателей истории, литературы, философии, риторики -- гуманистами (от

итальянского "humanista" -- "человечность").

Позднее термин "гуманизм" приобретает более широкое значение. В науке

до сих пор продолжаются дискуссии о значении этого термина, и какого-то

общепризнанного определения понятия "гуманизм" не существует. В общем смысле

гуманизм -- это стремление к человечности, к созданию условий для

максимального развития способностей человеческой личности, а также условий

для достойной человека жизни.

Идеи гуманизма впервые наиболее ярко были выражены в Эпоху Возрождения,

поэтому мыслителей того времени стали называть гуманистами, а период

XIV--XVI вв. нередко именуют также Эпохой Гуманизма. А вообще с тех пор

гуманизм существует как одно из направлений общественно-политической и

философской мысли. Гуманистическую направленность можно выделить в различных

конкретных философских и социально-политических учениях разных времен и

разных авторов.

Новое понимание проблемы человека сказалось и на новом понимании

проблемы Бога мыслителями Ренессанса. Вместе с антропоцентризмом на смену

теоцентризму приходит пантеизм. Пантеизм -- это философское учение, которое

признает слияние Бога с природой, когда Бог воспринимается не как всемогущая

личность, а как некая сверхъестественная, существующая во всех природных

объектах сила. По сути дела мыслители-пантеисты уже обожествляли саму

природу, считал, что Божественная сила как бы разлита в природе, в том числе

присутствует и в самом человеке.

Подобное отношение к идее Бога сказывалось и на отношении к церкви.

Гуманисты не были атеистами, т.е. не отрицали необходимость веры. Однако

многие из них критически относились к церкви считая, что официальная

римско-католическая церковь неправильно трактует понятие Бога и,

следовательно, ведет всех верующих людей по ложному пути. Поэтому для Эпохи

Возрождения характерны антиклерикальные настроения. Антиклерикализм -- это

критика церкви, как организации, взявшей на себя обязанности ооеспе-чить

верующим общение с Богом. Антиклерикальные идеи проявились во многих

произведениях XIV--XVI вв. Например, знаменитый "Декамерон" Джованни

Боккаччо буквально наполнен сатирическим изображением образа жизни монахов,

священников, церковных деятелей вообще.

Новое понимание идеи Бога, критическое отношение к официальной церкви

повлияло и на то, что в Эпоху Ренессанса начинается резкая критика

официального католического вероучения. С точки зрения гуманистов,

схоластическая философия совершенно неверно трактует важнейшие религиозные

проблемы. В первую очередь принижается роль научно-философского знания, ибо,

благодаря Фоме Аквинскому, наука, по мнению гуманистов, превратилась всего

лишь в служанку теологии. Именно в это время принципы и методы познания

античной философии возводятся гуманистами в абсолют.

С другой стороны, в томизме не придается значение иным, более

таинственным способам познания-- магии, мистикеСГуманисты же, наоборот,

видели в античной магии и мистике важнейшие средства постижения Божественных

истин. Магию и мистику они считали чуть ли не высшими формами научного

знания. Поэтому возрождение интереса к античной культуре сопровождалось и

возникновением интереса к античным религиозно-мистическим учениям.

В XIV веке на латинский язык переводятся и становятся крайне

популярными сочинения древних мистиков-- Гермеса

Трисмегиста(Триждывеличай-шего), Зороастра и Орфея. Сами гуманисты считали

авторов этих сочинений историческими личностями, современниками

ветхозаветного Моисея. По мнению большинства мыслителей Ренессанса, Бог

передал Моисею законы человеческого общежития, а Гермесу Трисмегисту,

Зороастру и Орфею -- некие тайные истины, которые постижимы только

специальными религиозно-мистическими способами. Следовательно, знание трудов

древних мистиков и проведение магических обрядов дает возможность

прикоснуться к самым величайшим Божественным тайнам, недоступным простым

христианам.

Уже в наше время было установлено, что сочинения, приписываемые древним

мистикам, на самом деле были написаны не в глубокой древности, а в начале

нашей эры. Так, тексты, подписанные именем Гермеса Трисмегиста, относятся

примерно ко II--IV вв. "Халдейские оракулы", приписываемые Зо-роастру -- ко

II в. Орфические гимны имеют более древние корни, однако в Эпоху Возрождения

были переведены тексты, также написанные или в период эллинизма, или во

времена Римской империи.

Да и сами авторы этих сочинений -- плод позднейших мистификаций.

Гермесс Трисмегист -- это мифическая фигура, сочетающая в себе черты

древнеегипетского бога Тота и древнегреческого бога Гермеса. Имя Гермеса

Трисме-тиста появилось в эллинистические времена, когда греки познакомились

с египетской мифологией и увидели много общего между Тотом и Гермесом.

Зороастром гуманисты называли историческую личность -- Заратустру, одного из

иранских религиозных реформаторов VII--VI вв. до н. э. Однако исторический

Заратустра не имеет никакого отношения к известным в Эпоху Возрождения

"Халдейским оракулам".

Необходимо также отметить, что некоторые гуманисты проявляли

значительный интерес и к восточной культуре, прежде всего к древнееврейским

мистическим произведениям, в частности к Каббале. Например, итальянский

философ Пико делла Мирандола (1463--1494) специально изучил древнееврейский

язык, чтобы познать таинства Каббалы.

В целом же культура Эпохи Возрождения -- это грандиозный синтез

христианской, античной и восточных культур. На основе смешения, переплетения

различных религиозных, научных, литературных и мистических традиций в Эпоху

Возрождения рождалась будущая западноевропейская культура.

Само движение гуманизма началось в конце XIII -- начале XIV в. в

Италии, а затем распространилось по всей Западной Европе. Первоначальным

источником возрожденческих настроений принято считать "Божественную Комедию"

Данте Алигьери. Родоначальником же собственно гуманистического движения

общепризнанно считается Франческо Петрарка (1304--1374).

В Эпоху Возрождения возникает интерес к материалистическим учениям

античности. Так, Лоренцо Балла (1407--1457) одним из первых гуманистов

обратил внимание на творческое наследие Эпикура и Тита Лукреция Кара.

Мыслителей Эпохи Ренессанса привлекло в философии Эпикура прежде всего

учение о наслаждении, и между ними развернулась настоящая дискуссия о

сущности этого учения. Трактат "Об истинном и ложном благе" ("О

наслаждении"), написанный Лоренцо Балла, стал прямым продолжением данной

дискуссии. Большинство современных исследователей склоняются ктому, что для

самого Лоренцо Балла характерна в некотором смысле синтетическая позиция, в

большей степени эпикурейско-христианская.

Примером того, как гуманистические идеи проникали в самые разные сферы

западноевропейской религиозно-философской мысли, можно считать творчество

Николая Кузанского (1401--1464), кардинала римско-католической церкви, а

впоследствии генерального викария. Николай КузанскиЙ автор многих

философских и богословских сочинений, которые могут служить ярким примером

кардинального свойства всей философии эпохи Возрождения -- стремления

примирить в русле одного учения разнообразные научные и религиозные течения.

В частности, по мнению исследователей, идеи Николая в области космологии

стали одним из источников учения Джордано Бруно о бесконечности Вселенной.

В XV в. в Западной Европе происходит новое открытие философии Платона.

До этого времени произведения великого античного философа были известны в

основном в изложении позднейших авторов. По сути дела, идеи Платона дошли до

XV в. в неоплатонической трактовке, кроме того, с еще более поздними

христианскими напластованиями. Уже говорилось, что значительную роль в этом

сыграл Аврелий Августин, приспособивший платонизм к христианскому

вероучению.

В Эпоху Возрождения сочинения Платона заново переводятся с греческого

на латинский язык, кроме того осуществляются массовые переводы текстов

других античных философов платоновского направления.

Платонизм вновь становится крайне популярным -- теперь уже среди

мыслителей-гуманистов. Более того, в философии Платона гуманисты увидели

опору для противостояния схоластике, которая, как известно, базировалась на

философии Аристотеля. Сама аристотелевская философия начинает

рассматриваться лишь как преддверие к изучению платонизма.

Значительную роль в широком распространении платоновского учения в это

время сыграла так называемая Платоновская Академия. Эта Академия не была

школой в общепринятом смысле слова, скорее это был союз мыслителей,

увлеченных философией Платона, Возникла она в 1462 г. во Флоренции, когда

глава флорентийской республики Козимо Медичи Старший подарил своему

секретарю Марсилио Фичино виллу, на которой стали собираться ученые,

литераторы, переводчики -- все, кто был поклонником платоновской философии.

И именно Марсилио Фичино (1433--1499) было суждено сыграть одну из самых

значительных ролей в разработке гуманистических идей.

В деятельности Марсилио Фичино, как в фокусе, нашли свое отражение

практически все формы и направления развития гуманистической мысли Западной

Европы -- философия, религия, магия, литературные занятия. Марсилио Фичино в

своем творчестве ярко показал основную черту всего гуманистического

движения, ибо, как и большинство гуманистов впоследствии, он считал, что

разработка новых гуманистических идеалов возможна только в том случае, если

христианское вероучение заново обосновать с помощью древних мистических и

магических учений, а также с помощью философии Платона, которого он

признавал как бы продолжателем Гермеса Трисмегиста, Орфея и Зороастра. Более

того, он считал, что необходимо разработать единую религиозно-философскую

концепцию, совместить древнюю мистику, философию Платона со Священным

Писанием. В соответствии с такой логикой у Фичино возникает концепция

"всеобщей религии".

Гуманистическое мировоззрение, распространившееся в Европе в XIV -- XVI

вв. нашло свое отражение и в создании новых политических и этических учений.

Общая философская направленность на признание человеческой личности центром

Вселенной оказала значительное влияние на тогдашних мыслителей,

интересующихся проблемами политики и этики. Объяснения этих проблем стали

строиться не на неких высших, Божественных идеалах, а исходя из интересов

отдельного конкретного реального человека. Наиболее яркие и своеобразные

мысли в этом отношении высказали итальянский политический мыслитель Никколо

Макиавелли (1469--1527), нидерландский мыслитель Дезидерий Эразм

Роттердамский (ок. 1469--1536) и французский философ Мишель де Монтень

(1533--1592). А английский философ и политический деятель Томас Мор

(1478--1535) создал гуманистический образ совершенного общества, знаменитую

"Утопию". Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная

собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т.д.,

стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об "идеальном

государстве".

С. В. Перевезенцев, доктор исторических наук