Глава 1
ЧТО ТАКОЕ БОЖЕСТВЕННЫЙ СУМРАК
1. Троица пресущественная, пребожественная и преблагая, руководящая
премудростью христиан, направь нас к таинственных слов пренепознаваемой
пресветлой и высочайшей вершине, где простые, абсолютные1 и неизменные
таинства богословия, окутанные пресветлым сумраком сокровенно таинственного
молчания, в глубочайшей тьме пресветейшим образом сияют и совершенно
таинственно и невидимо прекрасным блеском преисполняют безглазые умы2.
Молюсь, чтобы было мне так.
Ты же, дорогой Тимофей, усердно прилежа мистическим созерцаниям, оставь
как чувственную, так и умственную деятельность и вообще все чувственное3 и
умозрительное, все не сущее и сущее, и изо всех сил устремись к соединению с
Тем, Кто выше4 всякой сущности и познания. Неудержимым и абсолютным из себя
и из всего исступлением5, все оставивший и от всего освободившийся, ты
безусловно будешь возведен к пресущественному сиянию божественной тьмы6.
2. Смотри, однако же, чтобы никто из непосвященных7 об этом не услышал.
Таковыми я называю привязанных к сущему, воображающих, что ничего сверх
сущего сверхсущественно не существует, но полагающих, что своим собственным
разумом они способны ведать "Положившего тьму покровом Своим" (2 Цар. 22,
12; Пс. 17, 12). Если выше таковых8 оказываются божественные тайноучения, то
что и говорить о еще менее причастных к тайнам, которые лежащую над всем
Причину изображают как последнее из сущего и утверждают, что Она ничем не
превосходит создаваемых ими безбожных многообразных форм. Подобает, между
тем, Ей9 как всеобщей Причине приписывать все качества сущего и еще более
подобает их отрицать, поскольку Она превыше всего суща; и не надо при этом
считать, что отрицание противоречит утверждению10, так как Она намного
первичней и выше умалений, выше всякого и отрицания, и утверждения.
Гл. 1. 1 Простые и абсолютные они -- как уразумеваемые и созерцаемые
помимо образов, а не путем иносказаний. Он называет абсолютным то, что не по
раскрытии и разъяснении смысла имен или символов постигается, но достигается
устранением и отвлечением от всего сущего и мыслимого. Эту неподвижность
действующего разума прежде того он назвал неразумением, здесь же называет
темнейшим и невидимым сумраком, по Псалмопевцу, сказавшему: "Облако и сумрак
окрест Его" (Пс. 96, 2) и "Сделал тьму покровом Своим" (Пс. 17, 12).
2 Они ведь исполнены не чувственными глазами, но сама их сущность,
будучи живым умом, целиком представляет собой остро зрящее око. Потому и
"многоочитыми" называются они в молитве.
3 С помощью параллели выявляется то же самое. Это чувственное древние
называют несущим, поскольку оно причастно всяческому изменению и в одном и
том же виде вечно не существует. Умственное же, как сущее, по желанию его
Создателя, вечно, бессмертное и сути своей не изменяющее, они называют
сущим. Это мы многократно излагали в книге "О божественных именах".
4 К простоте высшей всякой единицы, А о том, как неведомым образом
устремляться к Богу, и в пятой главе книги "О божественных именах"
говорится, и здесь немного найдешь.
5 Неудержимым из-ступлением он называет выход из всякой связи, -- так,
чтобы ничто никакой связью не удерживало -- ни с самим собой, ни с чем-либо
тварным.
6 И здесь он назвал совершенную непостижимость тьмою.
7 Заметь, что непосвященными он называет людей, непричастных таинствам,
объятых и удерживаемых чувственным и воображающих, что выше сущего вообще
ничего нет. Конечно же, он тут же снисходительно говорит о совершенно
невежественных людях. И заметь, что он отдельно говорит о непросвещенных и
отдельно о непосвященных, т.е. непосвященных в таинства.
3. Так, божественный Варфоломей говорит ведь", что и велико богословие,
и мало, и Евангелие и пространно и велико, но при этом и кратко. Мне
кажется, он совершенным образом понимал, что и многословесна благая Причина
всего, и малоречива, и даже бессловесна настолько, что не имеет ни слова12,
ни мысли по причине того, что все Она сверхсущественно превосходит, и
неприкрыто и истинно изъявляется одним тем, кто нечистое все и чистое
превзойдя, и на все и всяческие святые вершины восхождение одолев, и все
божественные светы, и звуки, и речи небесные13 оставив, вступает в сумрак,
где воистину пребывает, как говорит Писание, Тот, Кто вне всего.
И ведь не сразу божественный Моисей14 -- сначала ему было повелено
очиститься самому и от неочищенных отделиться, -- лишь после всяческого
очищения15 услышал многогласные трубы и увидел светы многие, чисто сияющие,
и разнообразные лучи. После этого он покинул толпу и с избранными
священниками достиг вершины божественных восхождений. Но и там он
собеседовал не с Самим Богом и видел не Его Самого, ибо Тот незрим, но
место, где Тот стоял16. Это указывает, как мне кажется, на то, что
божественнейшие и высочайшие из предметов созерцания и разумения являются
всего лишь некоторыми гипотетическими17 выражениями подножий все
Превосходящего, с помощью которых обнаруживается превышающее всякое мышление
присутствие Того, Кто опирается на умственные вершины Его святейших мест18.
И тогда Моисей отрывается от всего зримого и зрящего и в сумрак19
неведения20 проникает воистину таинственный, после чего оставляет всякое
познавательное восприятие и в совершенной темноте и незрячести оказывается,
весь будучи за пределами всего, ни себе, ни чему-либо другому не принадлежа,
с совершенно не ведающей всякого знания21 бездеятельностью в наилучшем
смысле соединяясь и ничего-не-знанием сверхразумное уразумевая.
8 Перед этим он сказал об уверовавших в имя Христово, но не пришедших в
совершенный разум, соизмеряющих истину со своим представлением и не знающих
разницы между сушим в собственном смысле слова и сушим омонимически, между
сущностями и Тем, Кто выше сущего и потому Сверхсуший. Ведь такие люди как
непосвященные полагают, будто та мрачная тьма поистине свойственна
Высочайшему, и считают ее тем сиянием, которое у нас покрывает Бога и
скрывает Его от всеобщего обозрения. Этим поистине страдают и многие из нас,
ибо не знают, что безмерный свет всякое зрение потемняет. Если и среди нас
находятся таковые, что и говорить об идолопоклонниках, совершенно всем
таинствам непричастных и изваяниями изумленных! Собственно-сущим называется
умственное, чувственное же сущим называется омонимически, не в собственном
смысле слова. Слова "выше таковых" указывают на верующих, удерживаемых
тленным.
9 Как существующей всецело богоподобно, и нисколько не существующей
сверхсущественно. Она ведь и утверждение, и отрицание, поскольку оба они с
полным правом применяются к божественному величию. Что же представляют собой
катафатические утверждения и апофа-тические отрицания и что -- отрицательные
суждения, и здесь объясняется, в особенности в третьей главе, и в книге "О
божественных именах" различным образом мы пространно изложили.
10 В применении к Богу отрицания не противоречат утверждениям, ибо Бог
выше и всякого отрицания, и утверждения. Прочтя в книге "О небесной
иерархии" вскоре после начала.
11 Сделай и отсюда вывод, что не поддельны эти сочинения великого
Дионисия. Вдобавок к тем изречениям некоторых из современников апостолов,
которые он вспомнил в предыдущих словах, теперь подобным же образом он
приводит изречения божественного Варфоломея, как показывает слово "говорит".
Ведь если бы тот учил устно, он сказал бы "говорил". Отметь, что он приводит
изречение святого Варфоломея, в каком смысле богословие и велико и мало.
12 Имеется в виду -- выражающего ее природу во-вне. То же надо разуметь
и о мысли.
13 Он говорит о звуках и речах небесных, упомянутых в Писании в связи с
Богом как не по земному человеческому мышлению, но по божественному
вдохновению произнесенных и переданных.
14 Обрати внимание, как все происходило с Моисеем, когда взойдя на гору
и войдя в сумрак, он видел, насколько это возможно для человека, Бога.
15 Обрати внимание и на порядок происходившего с Моисеем прежде, чем он
сподобился войти в божественный сумрак.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев