Фома аквинскии
(1225/1226--1274)
Будущий знаменитый схоластик родился в Неаполитанском королевстве в
знатной семье графа Аквинского. Отсюда и появилось прозвание Фомы --
Аквинский, или, по-латы-ни, -- Аквинат. С раннего детства он воспитывался в
бенедиктинском монастыре Монте Кассино, затем учился в Неаполитанском
университете. Здесь он познакомился с монахами из ордена доминиканцев и
несмотря на резкие протесты семьи, в 1244 г. принял монашеский постриг.
Молодого монаха, отличающегося не только молчаливым и замкнутым нравом
(за что Фому прозвали "немым буйволом"), но прежде всего высокой
образованностью и глубиной мысли, отправили для дальнейшего обучения в Кельн
к знаменитому христианскому теологу Альберту Великому. В 1252 г. Фома
Аквинский становится преподавателем в парижском университете, в котором
работал до конца 50-х гг.
Преподавательская деятельность наряду с литературно-философским
творчеством стали основными жизненными занятиями Аквината. В 1259 г. папа
Урбан IV отзывает его в Рим и почти десять лет он преподает в доминиканских
учебных заведениях в Италии.
В конце 60-х гг. его вновь призывают в Париж, где он должен был
отстаивать интересы римско-католической церкви в идейных и теологических
спорах с различными мнениями, распространявшимися среди преподавателей и
студентов европейских университетов. Именно в этот период он пишет свои
главные произведения, в которых, используя систему Аристотеля, разрабатывает
новое систематическое изложение учения римско-католической церкви.
С 1272 по 1274 гг. Фома Аквинский занимается преподаванием в своем
родном университете г. Неаполя. Незадолго до смерти его по указанию папы
Григория X вызывают для участия в Лионском Соборе. Однако по дороге в Лион
Фома Аквинский тяжело заболел и умер 7 марта 1274 г.
Уже после смерти ему был присвоен титул "ангельского доктора", а в 1323
г. за свои великие заслуги перед церковью Фома Аквинский был признан святым.
Фоме Аквинскому принадлежит огромное количество сочинений на
богословские и философские темы, которые он писал в течение всей жизни. В
своем литературном творчестве он не останавливался ни на минуту, ибо видел
суетность всего мирского, в том числе и преходящее значение собственной
деятельности. Ему постоянно казалось, что он что-то еще не понял, что-то не
знает и потому пытался успеть приоткрыть завесу над непостижимыми
Божественными тайнами. Недаром, на увещевания прекратить столь напряженную
работу он однажды ответил: "Не могу, потому что все, что я написал, кажется
мне трухой, с точки зрения того, что я увидел и что мне было открыто".
Наиболее важными из произведений, созданных Аквинатом считаются его
знаменитые "Суммы" -- "Сумма истины католической веры против язычников"
(1259-- 1264) и "Сумма теологии" (1265-- 1274), которую он так и не успел
окончательно завершить. В этих произведениях и изложены основные
богословско-философские взгляды великого схоластика Запада.
Вообще, интерес, который Фома Аквинский проявлял к философскому учению
Аристотеля, был не случаен. Дело в том, что доминиканский орден, монахом
которого являлся Аквинат, стал в XII--XIII вв. одним из главных орудий
римско-католической церкви в борьбе с еретичеством, почему сами доминиканцы
называли себя "псами господними". Особое рвение они проявили в установлении
духовного контроля над сферами теоретического богословия и образования,
стремясь возглавить богословские кафедры важнейших европейских университетов
и других учебных заведений.
Именно доминиканцы одними из первых среди официальных католических
теологов поняли, что само учение католицизма, основанное в то время на идеях
Аврелия Августина, требует определенного реформирования. Альберт Великий --
учитель Аквината -- специально занимался изучением трудов Аристотеля и начал
работу по новой систематизации католического вероучения, которую закончил
его ученик.
Фома Аквинский дал четкий и ясный для своего времени ответ на вопрос,
который волновал христианских теологов на протяжении предыдущего времени --
о взаимоотношении науки и веры. В трудах Фомы Аквинского была окончательно
признана важная и относительно самостоятельная роль науки, и в первую
очередь -- философии. По мнению Аквината, философия имеет свою сферу
деятельности, ограниченную рамками познания того, что доступно человеческому
разуму. Философия, используя свои, рациональные методы познания, способна
изучать свойства окружающего мира.
Более того, догматы веры, доказанные с помощью разумных, философских
доводов, становятся более доступными человеку и тем самым укрепляют его в
вере. И в этом смысле, научно-философское знание является серьезной опорой в
обосновании христианского вероучения и опровержении критики веры.
Фома Аквинский считал, что с помощью научно-философских доводов
возможно доказать истинность некоторых христианских догматов, например
догмат о бытии Бога. В то же время, другие догматы научно недоказуемы, так
как в них показаны сверхъестественные, чудесные качества Бога. И значит, они
являются предметом веры, а не науки. Так, по его мнению, разум бессилен в
обосновании большинства христианских догматов -- возникновения мира "из
ничего", первородного греха, воплощения Христа, воскресения из мертвых,
неизбежности Страшного Суда и дальнейшего вечного пребывания человеческих
душ в блаженстве или же в муках.
Поэтому истинное, высшее знание науке неподвластно, ибо человеческий
разум не способен постичь Божественный замысел в полном объеме. Бог -- это
удел сверхразумного познания, и, следовательно, предмет теологии. Теология
-- это совокупность человеческих представлений о Боге, частично доказанных с
помощью науки, частично основанных на вере. Теология, в понимании Фомы
Аквинкого, является высшей формой человеческого знания именно потому, что в
ее основе лежит вера. Иначе говоря, теология -- это тоже знание, только
сверхразумное знание.
Между философией и теологией нет противоречия, ибо философия, как
"естественная познавательная способность" человека, в итоге приводит самого
человека к истинам веры. Если же подобного не происходит, то в этом виновата
ограниченность самих людей, которые не умеют правильно пользоваться своим
разумом. Поэтому, в представлении Фомы Аквинского, изучая вещи и явления
природы, истинный ученый прав лишь тогда, когда раскрывает зависимость
природы от Бога, когда показывает, как в природе воплощается Божественный
замысел.
Точка зрения Аквината на взаимоотношения науки и веры значительно
расходилась и с идеями Августина, и с популярными тогда воззрениями Пьера
Абеляра. Августин утверждал иррациональность веры, считал, что истины веры
совершенно недоступны разуму и наука только в самой малой степени раскрывает
людям содержание догматов. Пьер Абеляр, наоборот, пропагандировал идею о
том, что вера абсолютно невозможна без науки, и подвергал критическому
научному анализу все постулаты христианского вероучения.
Фома Аквинский занимает между ними как бы среднюю позицию, почему его
учение и было в конце концов так быстро принято римско-католической
церковью. Развитие научного знания в XIII столетии достигло уже
определенного высокого уровня и потому без учета достижений науки
официальное учение католицизма просто не могло существовать.
Философское учение Аристотеля, в котором, с помощью научных аргументов,
в итоге доказывается бытие некой единственной всемирной идеальной сущности
(Ума), и стало для Фомы Аквинского главной философской базой в обосновании
христианской веры.
В полном соответствии с Аристотелем, он признавал, что вещи
представляют собой единство формы и материи, при этом каждая вещь обладает
некой сущностью. Сущность каждой вещи и всех вещей вместе взятых появляется
благодаря тому, что есть и некая сущность всех сущностей, форма всех форм
(или идея всех идей). Если Аристотель называл эту высшую сущность Умом, то с
христианской точки зрения -- это Бог. И в этом смысле аристотелевская
система доказательств прекрасно укладывалась в фундамент христианства, ибо с
ее помощью можно было доказать нематериальность, безграничность, бессмертие
и всемогущество Бога.
Более того, Фома Аквинский использовал аристотелевскую логику в
разработке доказательств бытия Бога. Аквинат выработал пять таких
доказательств, которые с тех пор в римско-католической церкви считаются
неопровержимыми.
Первое доказательство исходит из аристолевского понимания сущности
движения. "Все, что движется, -- пишет Фома Аквинский, -- должно иметь
источником своего движения нечто иное". Следовательно, "необходимо дойти до
некоторого перводвигателя, который сам не движим ничем иным; а под ним все
разумеют Бога".
Второе доказательство базируется на аристотелевском принципе
производящей причины, как необходимой составной части каждой вещи. Если у
каждой вещи есть некая производящая причина, то должна быть и конечная
производящая причина всего. Таковой конечной причиной может быть только Бог.
Третье доказательство вытекает из того, как Аристотель понимал
категории необходимого и случайного. Среди сущностей есть такие, которые
могут быть и могут не быть, т.е. они случайны. Однако в мире не могут быть
сущности только случайные, "должно быть нечто необходимое", пишет Аквинат, И
так как невозможно, чтобы ряд необходимых сущностей уходил в бесконечность,
следовательно, есть некая сущность, необходимая сама по себе. Эта
необходимая сущность может быть только Богом.
Четвертое доказательство связано с признанием возрастающих степеней
совершенства, характерных для сущностей всех вещей, По мнению Фомы
Ак-винского, должно быть нечто, обладающее совершенством и благородством в
предельной степени. Поэтому "есть некоторая сущность, являющаяся для всех
сущностей причиной блага и всяческого совершенства". "И ее мы именуем
Богом", -- завершает это доказательство Аквинат.
Пятое доказательство Аквинат приводит, опираясь на аристотелевское
определение целесообразности. Все предметы бытия направлены в своем
существовании к какой-то цели. При этом "они достигают цели не случайно, но
будучи руководимы сознательной волей". Поскольку сами предметы "лишены
разумения", следовательно, "есть разумное существо, полагающее цель для
всего, что происходит в природе". Естественно, что подобным разумным
существом может быть лишь Бог.
Как видим, Фома Аквинский в полной мере христианизировал, приспособил к
христианскому учению философию Аристотеля. В понимании Акви-ната система
Аристотеля оказалась очень удобным средством решения большинства проблем,
которые возникли перед католической теологией в XII-- XIII вв. Фома
Аквинский воспользовался не только аристотелевской логикой, но и самой
системой аристотелевской метафизики, когда в основе бытия всегда
изыскивается некая конечная, вернее первоначальная причина всего. Это
метафизическое мировосприятие, вытекающее из трудов Аристотеля, прекрасно
сочеталось с христианским мировоззрением, считающим Бога началом и концом
всего.
Однако Фома Аквинский не только христианизировал философию, но и
рационализировал христианство. По сути дела, он так сказать, поставил веру
на научную основу. Верующим, и прежде всего своим коллегам-теологам, он
доказывал необходимость использования научных аргументов в обосновании
догматов веры. А ученым показывал, что их научные открытия необъяснимы без
искренней веры во Всевышнего.
Учение Фомы Аквинского стало высшим этапом в развитии
западноевропейской схоластики. После смерти выдающегося философа-теолога,
его идеи постепенно признаются в качестве основополагающих сначала среди
монахов-доминиканцев, а затем и во всей римско-католической церкви. Со
временем томизм (от латинского прочтения имени Фома -- Тома) становится уже
официальным учением римско-католической церкви, каковым является до сих пор.
Аристотелевская аргументация была использована Фомой Аквинским и в
обосновании христианской космологии, христианской гносеологии, христианской
этики, психологии и т.д. Иначе говоря, Фома Аквинский, наподобие Аристотеля,
создал развернутую систему католического вероучения, объясняющую практически
все проблемы окружающего мира и человека. И в этом смысле он как бы завершил
многовековой период в развитии христианства среди народов Западной Европы,
исповедующих католичество.
Как и любая система знаний, признаваемая в качестве официальной и
неопровержимой, учение Фомы Аквинского с течением времени стало склоняться к
окостенению, терять свои творческие потенции. Общая же направленность этого
учения на рационализацию католичества вызывала немало возражений, ибо по
мнению многих мыслителей исключала иные способы постижения Бога.
Уже в конце XIII -- начале XIV в. многие христианские теологи стали
критиковать это учение за излишнее превознесение роли научного знания,
подчеркивая религиозно-мистические свойства христианской веры. С другой
стороны, томизм начинают критиковать светские мыслители, считающие, что в
нем значение науки как раз принижается. Особенно ярко эта критика проявилась
в следующий период развития стран Западной Европы, вошедший в историю под
именем Эпохи Возрождения.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев