logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава II. (Что) Бог поистине существует

Итак, Господи, дающий вере разумение, дай мне, сколько сам знаешь,

чтобы я понял, что Ты есть, как мы веруем, и то есть, во что мы веруем. А мы

веруем, что Ты есть нечто, больше чего нельзя ничего себе представить.

Значит, когда "сказал безумец в сердце своем: нет Бога" -- он сказал, что

какой-то такой природы нет? (Пс. 13, 1; 52, 1). Но, конечно, этот же самый

безумец, слыша, как я говорю: "Нечто, больше чего нельзя ничего себе

представить", -- понимает то, что слышит; а то, что он понимает, есть в его

уме, даже если он не имеет в виду, что такая вещь существует. Ведь одно дело

-- быть вещи в уме; другое -- подразумевать, что вещь существует. Так, когда

художник заранее обдумывает то, что он будет делать, он, правда, имеет в уме

то, чего еще не сделал, но отнюдь не подразумевает его существования. А

когда он уже нарисовал, он и имеет в уме, и мыслит как существующее то, что

уже сделал. Значит, убедится даже безумец, что хотя бы в уме есть нечто,

больше чего нельзя ничего себе представить, так как когда он слышит это

(выражение), он его понимает, а все, что понимается, есть в уме. И, конечно,

то, больше чего нельзя себе представить, не может быть только в уме. Ибо

если оно уже есть по крайней мере только в уме, можно представить себе, что

оно есть и в действительности, что больше. Значит, если то, больше чего

нельзя ничего себе представить, существует только в уме, тогда то, больше

чего нельзя себе представить, есть то, больше чего можно представить себе.

Но этого, конечно, не может быть. Итак, без сомнения, нечто, большее чего

нельзя себе представить, существует и в уме, и в действительности.