Алкуин и ученики лекция об истинной философии
Ученик: О, премудрый наставник, мы слышали от тебя, что философия есть
наставница всякое добродетели и она одна, между всеми временными
богатствами, никогда не оставляла в бедности своего обладателя. Мы
сознаемся, ты возбудил нас такими речами к достижению такого высшего
благополучия; мы желаем теперь знать, в чем состоит ее сущность и по какой
лестнице можно подняться до нее. Наш возраст еще нежен, и если ты нам не
подашь руки, мы не взойдем одни. Мы понимаем, что душа наша помещена в
сердце, как глаза в голове. Но глаза могут различать ясно предметы только
при помощи солнца или какого-нибудь другого света; всякий знает, что без
света мы и с глазами оставались бы в темноте. Точно так же и мудрость бывает
доступна нашей душе, когда кто-нибудь ее просветит.
Учитель: Вы сделали, мои дети, хорошее сравнение души с глазами. Но,
Тот, кто просвещает всякого человека, грядущего в мире (Иоан. 1, 9),
просветит и ваши умы для восприятия философии, которая никогда, как вы
сказали, не оставляла своего обладателя нищим.
Ученик: Знаем, наставник, знаем наверное, что просить надобно у того,
кто подает щедро и никому не препятствует. Но нас нужно наставить и вести
под руку, пока не разовьется в нас сила. Конечно, кремень имеет в себе
огонь, выскакивающий при ударе, как и уму человека прирожден свет науки; но
пока на него не посыплются удары сведущего человека, искра будет также
скрываться, как она скрывается в кремне.
Учитель: Мне легко будет показать вам путь к мудрости, когда вы
полюбите ее для Бога, ради душевной чистоты, ради познания истины и ради ее
самой, а не ради человеческой славы, временных наград и лживых обольщений
богатствами; чем кто более любит последнее, тем он далее блуждает от света
науки: так пьяный не может переступить порога своего дома...
Ученик: Веди же нас, гони и приведи божественными путями разума на
вершину совершенства; хотя и неровным шагом, но мы последуем за тобою.
Учитель: О, человек, разумная тварь, бессмертная лучшею своею частью,
образ своего Творца, скажи, зачем ты теряешь свои богатства и стараешься
приобрести чужие? К чему ты ищешь внизу и не смотришь выше?
Ученик: Но что свое, а что чужое?
Учитель: Чужое -- что ищется вне, как, например, накопление богатств.
Свое -- что внутри, украшение себя мудростью. К чему же, о смертные, вы
ищете вне, когда имеете то, что ищите, внутри.
Ученик: Мы ищем счастия.
Учитель: Хорошо делаете, если ищете постоянного, а не преходящего.
Посмотрите, какою горечью окроплено земное счастье; никому не достается в
целости, никому не остается верным, потому что в этой жизни нет ничего
неизменяемого. Что прекраснее света? Но и он затмевается наступающим мраком.
Что прелестнее летом цветов? Но и они погибают от зимнего холода. Что
отраднее здоровья тела? Но кто пользуется им постоянно? Что приятнее
покойного мира? Но взрывы печальных распрей и его нарушают.
Ученик: Мы никогда не сомневались в том, что все это так и бывает, как
ты сказал. Но скажи, почему это так?
Учитель: Чтобы из великого вы познали малое.
Ученик: Каким образом?
Учитель: Если небо и земля, которыми все любуются и пользуются,
представляют постоянные перемены, то тем более должно представляться
преходящим пользование чем-нибудь отдельным. И к чему любить то, что не
может оставаться с нами? К чему слава, почести, богатства? Вы читали о
богатствах Креза, славе Александра, величии Помпеи? А что из всего этого
может помочь осужденным на гибель?.. Гораздо лучше украшать себя внутри, чем
извне, и просвещать бессмертную душу.
Ученик: Какие же могут быть украшения души?
Учитель: Прежде всего мудрость, и к ее-то приобретению я убеждаю вас
стремиться.
Ученик: Откуда же мы знаем, что мудрость вечна? И если все исчисленное
тобою преходяще, то почему же и наука не может пройти?
Учитель: Думаете ли вы, что душа бессмертна?
Ученик: Не только думаем, но и наверное знаем.
Учитель: А мудрость украшает душу?
Ученик: Без сомнения.
Учитель: Следовательно, они обе бессмертны, и душа, и мудрость. Вот
богатства часто оставляют человека, и почести уменьшаются; разве вы этого не
видели?
Ученик: Мы видим, что даже и могущество государств не вечно.
Учитель: Что же значат богатства без мудрости?
Ученик: То же, что и тело без души, как сказал Соломон: "Что приносят
глупому его богатства, когда он не может купить на них ума?"
Учитель: Не мудрость ли возвышает смиренного и нищего поднимает из
ничтожества, чтобы посадить его с царями, и поддерживает престол славы?
Ученик: Все это так, но она широка и трудно ее приобретение.
Учитель: Но какой воин увенчивается без битвы? Какой земледелец без
труда добывает хлеб? Разве не знаете старой пословицы: корень учения горек,
но плоды его сладки...
Ученик: Но покажи же нам первые ступени мудрости, чтобы Божиею и твоею
помощью мы могли после перейти от низших к высшим.
Учитель: Мы читаем у Соломона, устами которого говорила сама мудрость:
"Мудрость построила себе дом и вырубила для него семь столбов". Хотя
собственно это выражение относится к божественной мудрости; которая
построила себе в девственной утробе дом, т.е. тело, и подкрепило его семью
дарами Духа святого; это и есть церковь, прославленная теми дарами; но и
книжная мудрость точно так же утверждается на семи столбах, и не иначе можно
довести до совершенства свое познание, как поднявшись на те столбы, или,
лучше сказать, ступени...
Ученик: Веди же нас и изведи когда-нибудь из норы невежества, чтобы мы
могли воссесть на ветви мудрости, данной тебе Богом; оттуда мы увидим свет
правды; покажи же нам, как ты часто то обещал, семь ступеней науки.
Учитель: Тех ступеней, о которых вы спрашиваете, семь, и -- о! если бы
для переступления их вы обнаружили такую же жажду, какую теперь показываете
для того, чтобы взглянуть на них; вот они: грамматика, риторика, диалектика,
арифметика, геометрия, музыка и астрология. Над ними потрудились все
философы, ими они просветились, превзошли славою царей и восхваляются на
вечные времена; этими же науками святые наставники и защитники нашей
католической веры одерживали верх над всеми ересиархами во время публичных
диспутов с ними. Пусть по ним пройдется и ваша мудрость, о любезные дети,
пока более зрелый возраст и новые душевные силы не позволят вам приступить к
вершине всего -- Священному Писанию. Вооружившись таким образом, вы
выступите после неодолимыми защитниками и утвердителями истин веры.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев