logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Алкуин и ученики лекция об истинной философии

Ученик: О, премудрый наставник, мы слышали от тебя, что философия есть

наставница всякое добродетели и она одна, между всеми временными

богатствами, никогда не оставляла в бедности своего обладателя. Мы

сознаемся, ты возбудил нас такими речами к достижению такого высшего

благополучия; мы желаем теперь знать, в чем состоит ее сущность и по какой

лестнице можно подняться до нее. Наш возраст еще нежен, и если ты нам не

подашь руки, мы не взойдем одни. Мы понимаем, что душа наша помещена в

сердце, как глаза в голове. Но глаза могут различать ясно предметы только

при помощи солнца или какого-нибудь другого света; всякий знает, что без

света мы и с глазами оставались бы в темноте. Точно так же и мудрость бывает

доступна нашей душе, когда кто-нибудь ее просветит.

Учитель: Вы сделали, мои дети, хорошее сравнение души с глазами. Но,

Тот, кто просвещает всякого человека, грядущего в мире (Иоан. 1, 9),

просветит и ваши умы для восприятия философии, которая никогда, как вы

сказали, не оставляла своего обладателя нищим.

Ученик: Знаем, наставник, знаем наверное, что просить надобно у того,

кто подает щедро и никому не препятствует. Но нас нужно наставить и вести

под руку, пока не разовьется в нас сила. Конечно, кремень имеет в себе

огонь, выскакивающий при ударе, как и уму человека прирожден свет науки; но

пока на него не посыплются удары сведущего человека, искра будет также

скрываться, как она скрывается в кремне.

Учитель: Мне легко будет показать вам путь к мудрости, когда вы

полюбите ее для Бога, ради душевной чистоты, ради познания истины и ради ее

самой, а не ради человеческой славы, временных наград и лживых обольщений

богатствами; чем кто более любит последнее, тем он далее блуждает от света

науки: так пьяный не может переступить порога своего дома...

Ученик: Веди же нас, гони и приведи божественными путями разума на

вершину совершенства; хотя и неровным шагом, но мы последуем за тобою.

Учитель: О, человек, разумная тварь, бессмертная лучшею своею частью,

образ своего Творца, скажи, зачем ты теряешь свои богатства и стараешься

приобрести чужие? К чему ты ищешь внизу и не смотришь выше?

Ученик: Но что свое, а что чужое?

Учитель: Чужое -- что ищется вне, как, например, накопление богатств.

Свое -- что внутри, украшение себя мудростью. К чему же, о смертные, вы

ищете вне, когда имеете то, что ищите, внутри.

Ученик: Мы ищем счастия.

Учитель: Хорошо делаете, если ищете постоянного, а не преходящего.

Посмотрите, какою горечью окроплено земное счастье; никому не достается в

целости, никому не остается верным, потому что в этой жизни нет ничего

неизменяемого. Что прекраснее света? Но и он затмевается наступающим мраком.

Что прелестнее летом цветов? Но и они погибают от зимнего холода. Что

отраднее здоровья тела? Но кто пользуется им постоянно? Что приятнее

покойного мира? Но взрывы печальных распрей и его нарушают.

Ученик: Мы никогда не сомневались в том, что все это так и бывает, как

ты сказал. Но скажи, почему это так?

Учитель: Чтобы из великого вы познали малое.

Ученик: Каким образом?

Учитель: Если небо и земля, которыми все любуются и пользуются,

представляют постоянные перемены, то тем более должно представляться

преходящим пользование чем-нибудь отдельным. И к чему любить то, что не

может оставаться с нами? К чему слава, почести, богатства? Вы читали о

богатствах Креза, славе Александра, величии Помпеи? А что из всего этого

может помочь осужденным на гибель?.. Гораздо лучше украшать себя внутри, чем

извне, и просвещать бессмертную душу.

Ученик: Какие же могут быть украшения души?

Учитель: Прежде всего мудрость, и к ее-то приобретению я убеждаю вас

стремиться.

Ученик: Откуда же мы знаем, что мудрость вечна? И если все исчисленное

тобою преходяще, то почему же и наука не может пройти?

Учитель: Думаете ли вы, что душа бессмертна?

Ученик: Не только думаем, но и наверное знаем.

Учитель: А мудрость украшает душу?

Ученик: Без сомнения.

Учитель: Следовательно, они обе бессмертны, и душа, и мудрость. Вот

богатства часто оставляют человека, и почести уменьшаются; разве вы этого не

видели?

Ученик: Мы видим, что даже и могущество государств не вечно.

Учитель: Что же значат богатства без мудрости?

Ученик: То же, что и тело без души, как сказал Соломон: "Что приносят

глупому его богатства, когда он не может купить на них ума?"

Учитель: Не мудрость ли возвышает смиренного и нищего поднимает из

ничтожества, чтобы посадить его с царями, и поддерживает престол славы?

Ученик: Все это так, но она широка и трудно ее приобретение.

Учитель: Но какой воин увенчивается без битвы? Какой земледелец без

труда добывает хлеб? Разве не знаете старой пословицы: корень учения горек,

но плоды его сладки...

Ученик: Но покажи же нам первые ступени мудрости, чтобы Божиею и твоею

помощью мы могли после перейти от низших к высшим.

Учитель: Мы читаем у Соломона, устами которого говорила сама мудрость:

"Мудрость построила себе дом и вырубила для него семь столбов". Хотя

собственно это выражение относится к божественной мудрости; которая

построила себе в девственной утробе дом, т.е. тело, и подкрепило его семью

дарами Духа святого; это и есть церковь, прославленная теми дарами; но и

книжная мудрость точно так же утверждается на семи столбах, и не иначе можно

довести до совершенства свое познание, как поднявшись на те столбы, или,

лучше сказать, ступени...

Ученик: Веди же нас и изведи когда-нибудь из норы невежества, чтобы мы

могли воссесть на ветви мудрости, данной тебе Богом; оттуда мы увидим свет

правды; покажи же нам, как ты часто то обещал, семь ступеней науки.

Учитель: Тех ступеней, о которых вы спрашиваете, семь, и -- о! если бы

для переступления их вы обнаружили такую же жажду, какую теперь показываете

для того, чтобы взглянуть на них; вот они: грамматика, риторика, диалектика,

арифметика, геометрия, музыка и астрология. Над ними потрудились все

философы, ими они просветились, превзошли славою царей и восхваляются на

вечные времена; этими же науками святые наставники и защитники нашей

католической веры одерживали верх над всеми ересиархами во время публичных

диспутов с ними. Пусть по ним пройдется и ваша мудрость, о любезные дети,

пока более зрелый возраст и новые душевные силы не позволят вам приступить к

вершине всего -- Священному Писанию. Вооружившись таким образом, вы

выступите после неодолимыми защитниками и утвердителями истин веры.