logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Марсилио фичино

(1433--1499)

Марсилио Фичино родился в местечке Фильине близ Флоренции. Образование

он получил во Флорентийском университете, где изучал философию и медицину.

Уже в начале 50-х годов XV века он пишет свои первые самостоятельные работы,

отмеченные влиянием идей античных философов. Чуть позднее Фичино изучает

греческий язык и начинает заниматься своими первыми переводами. В эти же

годы Фичино становится секретарем у главы Флорентийской республики Козимо

Медичи.

Вообще, Марсилио Фичино является как бы обобщенным образом, символом

философа-гуманиста, в мировоззрении которого оказались перемешаны совершенно

разнообразные философско-религиозные традиции. Будучи католическим

священником (он приял сан в сорокалетнем возрасте) , Фичино страстно

увлекался античной философией, посвящал некоторые свои проповеди

"божественному Платону", а дома даже ставил свечу перед его бюстом, и в то

же время занимался магией. При этом все данные, казалось бы, противоречащие

друг другу качества для самого Фичино были, наоборот, неотделимы друг от

друга.

Марсилио Фичино в своем творчестве ярко показал основную черту всего

гуманистического движения, ибо, как и большинство гуманистов впоследствии,

он считал, что разработка новых гуманистических идеалов возможна только в

том случае, если христианское вероучение заново обосновать с помощью древних

мистических и магических учений, а также с помощью философии Платона,

которого он признавал как бы продолжателем Гермеса Трисме-гиста, Орфея и

3opoacтpa. При этом необходимо отметить, что для Фичино и других гуманистов

философия Платона и неоплатонизм представлялись неким единым философским

учением. И вообще, впервые разницу между платонизмом и неоплатонизмом в

Европе осознали только в XIX столетии.

Во всех многообразных занятиях Марсилио Фичино можно выделить три

наиболее важные вида деятельности. Прежде всего, Марсилио Фичино прославился

как переводчик. Именно он в 1462--1463 гг. перевел на латинский язык

произведения, приписываемые Гермесу Трисмегисту, "Гимны Орфея", а также

"Комментарии к Зороастру". Затем в течение пятнадцати лет Фичино перевел

почти все диалоги Платона. В 80--90-х гг. XV в. им были переведены сочинения

Плотина и других поздних античных философов, а также "Ареопагитики".

Вторая сфера деятельности Марсилио Фичино связана с философией. Он

написал два философских сочинения: "О христианской религии" и "Платоновская

теология о бессмертии души".

Опираясь на труды Гермеса Трисмегиста, Фичино утверждал, что философия

рождается как "озарение" и потому смысл всякой философии заключается в том,

чтобы подготовить душу к восприятию Божественного откровения.

По сути дела, флорентийский мыслитель не разделял религию и философию,

ибо, по его мнению, и та и другая берут свое начало в древних мистических

учениях. Гермесу Трисмегисту, Орфею и Зороастру был дарован Божественный

Логос, именно как Божественное откровение. Затем эстафета тайного

Божественного знания была передана Пифагору и Платону. Иисус Христос своим

явлением на землю уже воплотил Логос-Слово в жизнь и открыл Божественное

откровение всем людям.

Следовательно, и античная философия и христианское вероучение

проистекают из одного Божественного источника -- Логоса. Поэтому для самого

Фичино священническая деятельность и занятия философией представлялись в

абсолютном и неразрывном единстве. Более того, он считал, что необходимо

разработать единую религиозно-философскую концепцию, совместить древнюю

мистику, философию Платона со Священным Писанием.

В соответствии с такой логикой, у Фичино возникает концепция "всеобщей

религии". По его убеждению, изначально миру дана Богом единая религиозная

истина, которую люди, в силу своего несовершенства, не могут понять до

конца, поэтому создают отдельные религиозные культы. Однако все различные

религиозные верования являются всего лишь проявлением "всеобщей религии". В

христианстве же единая религиозная истина нашла свое наиболее точное и

достоверное выражение.

Пытаясь показать содержание и смысл единой "всеобщей религии", Фичино

следует уже известной нам неоплатонической схеме. Сего точки зрения, мир

состоит как бы из пяти нисходящих уровней: Бог, ангел, душа, качество (или

форма), материя.

Бог и ангел -- это высшие метафизические понятия. Они неделимы,

бессмертны, нематериальны, бесконечны. Качество и материя -- низшие понятия,

связанные с материальным миром, поэтому делимы, временны, смертны,

ограниченны в пространстве.

Единственным и главным связующим звеном между высшими и низшими

ступенями бытия является душа. Душа, по мнению Фичино, триедина, потому что

выступает в трех ипостасях -- душа мира, душа небесных сфер и душа живых

твapeй. Проистекающая от Бога, душа оживляет материальный мир. Фичино

буквально воспевает душу, утверждая, что она является истинной связью всего,

ибо, когда она вселяется в одно, то при этом не оставляет другого. Душа

вообще все проницает и все поддерживает. Поэтому Фичино называет душу

"центром природы, посредницей всех вещей, сцеплением мира, лицом всего,

узлом и связкой мира".

Исходя из всего сказанного, вполне ясно, почему Марсилио Фичино уделяет

столько внимания душе отдельного мыслящего человека. В его понимании, душа,

примыкая к Божественному, управляет телом, является "госпожой тела". Поэтому

познание собственной души, которая проявляется в телесном выражении, -- это

главное занятие всякого человека.

Тему отдельного человека, сущности человеческой личности Фичино

продолжает в своих рассуждениях о "платоновской любви". Под понятием люди он

подразумевает воссоединение в Боге реального, плотского человека с идеей

человека. В соответствии со своими христианско-неоплатоническими

представлениями, Фичино пишет о том, что все в мире происходит от Бога и все

в мире вернется к Богу. Поэтому необходимо любить Бога во всех вещах и тогда

люди поднимутся до любви всех вещей в Боге. "Все возвращается к Идее, для

которой было создано", -- утверждает мыслитель.

Г Следовательно, истинный человек и Идея человека -- это тоже одно

целое. Однако на земле не существует истинного человека, ибо все люди

отделены от самих себя и друг от друга. Вот здесь и вступает в силу

Божественная любовь, посредством которой люди приходят к истинной жизни:

если все люди воссоединятся в любви, то они найдут свой путь к Идее, и

значит, любя Бога, люди сами становятся возлюбленными Им.

Проповедь "всеобщей религии" и "платоновской любви" стала очень

популярна в XVb. и позднее сохраняла свою привлекательность для многих

мыслителей Западной Европы.

Но сам Марсилио Фичино не останавливался на чисто теоретических

рассуждениях о сущности Бога, мира и человека. Он пытался постичь таинства

мира всеми доступными ему способами, в том числе и с помощью магических

обрядов. И с этим связана третья сфера деятельности флорентийского

гуманиста.

Вообще, Фичино считал, что магия является одной из сфер "всеобщей

религии" и не противоречит христианству. В своем трактате "О жизни" он,

упоминая известный евангельский сюжет о поклонении волхвов только что

рожденному Христу, спрашивает: "Чем, как не магией занимался тот, кто первый

поклонился Христу?" Сам Фичино, признавая наличие Божественной души во всех

вещах ("Бог во всех вещах"), стремился познать, открыть эту душу и потому

совершал магические действия над камнями, травами, ракушками. Под влиянием

пифагорейства, Фичино с помощью некой магической музыки и орфических гимнов

пытался услышать тайную "гармонию сфер" и тем самым уловить звучание души

мира. И все это он делал для того, чтобы найти способы, посредством которых

человеческая душа может слиться с душой Божественной.

В деятельности Марсилио Фичино, как в фокусе, нашли свое отражение

практически все формы и направления развития гуманистической мысли Западной

Европы -- философия, религия, магия, литературные занятия. И потому вполне

правомерно признать, что Марсилио Фичино является одной из центральных фигур

всей философии Эпохи Возрождения.