Диалог между философом, иудеем и христианином
Мне снилось ночью, что три мужа, пришедшие различными путями, предстали
предо мною, и я их тотчас же спросил, как бывает во сне, кто они такие и
почему пришли ко мне. Они ответили: "Мы люди, следующие различным
вероисповеданиям. И все мы равно утверждаем, что являемся почитателями
единого Бога, однако служим ему различно по вере и по образу жизни. Ибо один
из нас язычник, принадлежащий к тем, которых называют философами,
довольствуется естественным законом. Другие же двое имеют писания, и один из
них зовется иудеем, а другой -- христианином. Мы долго спорили, сравнивая
поочередно различные направления веры, и наконец решили прибегнуть к твоему
суду". Сильно удивляясь этому, я спросил: кто навел их на эту мысль, кто
свел их вместе и, более всего, почему они избрали в этом споре судьей меня?
Философ, отвечая, сказал: это начинание -- дело моих рук, потому что
самым главным для философа является исследовать истину при помощи разума и
следовать во всем не мнению людей, а доводам разума.
Тогда я говорю: ты, философ, ты, который не исповедуешь никакого закона
и уступаешь только доводам разума, ты не сочтешь за большое достижение, если
окажешься победителем в этом споре. Ведь у тебя для битвы имеются два меча,
остальные же вооружены против тебя только одним. Ты можешь действовать
против них, опираясь как на писание, так и на доводы разума, они же против
тебя, поскольку ты не следуешь закону, от закона выставить ничего не могут и
тем менее также могут выступить против тебя, опираясь на доводы разума, чем
более ты привык к этому и чем более богатым философским вооружением ты
владеешь...
Ни одно учение, как упомянул кто-то из наших [христиан], не является до
такой степени ложным, чтобы не заключать в себе какой-нибудь истины, и нет
ни одного столь пустого спора, который не имел бы в себе какого-либо
поучительного доказательства...
Философ говорит: мне, который довольствуется естественным законом,
являющимся первым, надлежит первому вопрошать других. Я сам собрал вас для
того, чтобы спросить о прибавленных позже писаниях. Я говорю о первом законе
не только по времени, но и по природе. Конечно, все более простое является,
естественно, более ранним, чем более сложное. Естественный же закон состоит
в нравственном познании, которое мы называем этикой, и заключается только в
одних этических доказательствах. Ваши же законы прибавили к ним некие
предписания внешних определений, которые нам кажутся совершенно излишними и
о которых в своем месте нам также надо будет потолковать.
Оба остальные согласились предоставить философу в этом поединке первое
место.
Тогда он говорит: удивительно, что в то время, как с веками и сменой
времен возрастают человеческие знания обо всех сотворенных вещах, в вере же,
заблуждения в которой грозят величайшими опасностями, нет никакого движения
вперед. Но юноши и старцы, как невежественные, так и образованные,
утверждают, что они мыслят о вере совершенно одинаково и тот считается
крепчайшим в вере, кто совершенно не отступает от общего с большинством
мнения. А это, разумеется, происходит обязательно, потому что расспрашивать
у своих о том, во что должно верить, не позволено никому, как и не позволено
безнаказанно сомневаться в том, что утверждается всеми. Ибо людям становится
стыдно, если их спрашивают о том, о чем они не в состоянии дать ответа...
Первые же (то есть опирающиеся на закон) впадают в столь великое
безумие, что, как они сами признают, не стыдятся заявлять о своей вере в то,
чего понять не могут, как будто бы вера заключается скорее в произнесении
слов, нежели в духовном понимании, и более присуща устам, чем сердцу. И эти
люди особенно похваляются, когда им кажется, что они верят в столь великое,
чего они не в состоянии ни высказать устами, ни постигнуть разумом. И до
такой степени дерзкими и высокомерными делает их исключительность их
собственного убеждения, что всех тех, кого они находят отличающимися от них
по вере, они провозглашают чуждыми милосердия Божьего и, осудив всех прочих,
считают блаженными только себя.
Философ: что же сказать о тех, кто считается авторитетами? Разве у них
не встречается множества заблуждений? Ведь не существовало бы столько
различных направлений веры, если бы все пользовались одними и теми же
авторитетами. Но, смотря по тому, кто как рассуждает при помощи собственного
разума, отдельные лица избирают авторитеты, за которыми следуют. Иначе
мнения всех писаний должны были бы восприниматься одинаково, если бы только
разум, который естественным образом выше их, не был бы в состоянии судить о
них. Ибо и сами писавшие заслужили авторитет, то есть то, что заставляет им
немедленно верить, только благодаря разуму, которым, по-видимому, полны их
высказывания...
В любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место
или совсем не принимается во внимание, так что вообще стыдятся приводить
доказательства, проистекающие от чьего-либо суждения о вещи, т.е. от
авторитета.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев