Аврелии августин
(354--430)
Аврелий (Блаженный) Августин -- крупнейший христианский мыслитель и
писатель периода патристики, наиболее выдающийся из отцов церкви. Именно ему
принадлежит заслуга выработки основ первого систематического христианского
вероучения, почему его богословские труды признаются как основополагающие и
в римско-католической, и в православной церквах до сих пор.
Жизненный путь Августина, описанный им самим в сочинении под названием
"Исповедь", -- это путь долгих и мучительных духовных скитаний в поисках
единственной истины, которую Августин нашел только в христи-антве.
Он родился в Северной Африке в г. Тагасте. Его мать, Моника, была
христианской, а отец язычником, принявшим крещение лишь в конце жизни. В
370--371 гг. Августин попадает в Карфаген, где начинает изучать античную
философию. Особенное его внимание привлекал неоплатонизм и произведения
Цицерона. Тогда же он обращается к Библии, но не понимает ее.
Постоянно мятущаяся душа молодого человека в 19 лет приводит его к
манихейству. Несколько лет он состоял в этой религиозно-мистической секте,
считавшейся еретической с точки зрения официальной христианской церкви. Но и
манихейское учение не удовлетворило Августина и в 383--384 гг, , оказавшись
в Риме, а потом Милане, он опять увлекается философией, преподает риторику.
В 387 г. Августин в Милане встречается с епископом Амвросием и у него
как бы открываются глаза -- под влиянием Амвросия он начинает понимать
Библию, ему открывается ее таинственное величие. Августин принимает крещение
и вскоре возвращается в Тагасту.
Здесь он основывает христианское братство и о его святом образе жизни
начинает идти людская молва. В 391 г. Августин был рукоположен в священники,
а в 395 г. стал епископом в небольшом городе Гиппоне.
До конца жизни он продолжает проповедовать слово Христово, при этом не
только пишет богословские труды, но и принимает самое активное участие в
борьбе с еретиками и схизматиками, за что позднее был прозван "молотом
еретиков".
Перу Аврелия Августина принадлежит довольно большое число произведений,
из которых можно выделить несколько наиболее важных для истории философии:
"О Троице", "О Граде Божьем", "О величии души", "Об истинной религии",
"Исповедь".
Мировоззрение Аврелия Августина -- это своеобразное сочетание
христианского религиозно-мифологического мировосприятия с философским
ос-смыслением проблем мироздания. Августин неоднократно в своих
произведениях говорит о пользе и необходимости знания философии. Так,
например, он пишет о диалектике: "Это она меня научила, что все
вышеприведенные положения, которыми я пользовался, истинны".
Но философия, в понимании Августина, является лишь средством
доказательства истинности религии, способом обоснования верности религиозных
догматов. "Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости, --
пишет Августин и продолжает, -- ...ибо мудрость у Бога, и человеку доступна
быть не может". Философия превращается у него в чисто человеческое знание,
низшее по своему уровню, которое должно быть полностью подчинено религии,
ибо только вера открывает человеку высшие, Божественные истины.
В качестве философского фундамента теологии Августин избрал учения
Платона и неоплатоников. Именно эти философские системы, с его точки зрения,
наиболее полно и точно способны обосновать и доказать всем истинность
христианского вероучения. Поэтому он провел серьезную и глубокую работу по
христианизации платонизма и неоплатонизма, возводя в абсолют те принципы
этих учений, которые соответствовали христианству, и отвергая те, которые
для христианства были неприемлемы. В результате платонизм и неоплатонизм в
течение нескольких веков воспринимались европейскими философами
исключительно в христианизированной, а значит и усеченной форме, заданной им
Августином.
Центром религиозно-философской концепции Августина является Бог.
Основываясь на неоплатонизме, Августин утверждает, что Бог -- это
нематериальный, всемогущий Абсолют, выше которого не может быть никого и
ничего, Но Августин отвергает неоплатоническое учение о том, что Бог
излучает весь мир и потому един с миром. Августин формулирует положение о
дуализме Бога и мира, о их противопоставлении друг другу. Бог создал мир и
абсолютно не зависит ни от природы, ни от человека. Природа же и человек,
наоборот, полностью зависят от Бога.
Кроме того, по мнению Августина, Бог -- это личность, которая создает
мир по собственной воле. "Воля Божья присуща Богу и предваряет всякое
творение", -- пишет он. Обладая бесконечностью, бестелесностью и абсолютным
всемогуществом, Бог, исходя из своей воли, полностью владеет судьбой мира и
человека, поэтому сама судьба в руках Божьих становится Провидением,
промыслом Божьим.
Итак, Бог -- это Высшая Сущность и Творец мира из ничего. Бог настолько
всемогущ, что ни на один миг не оставляет своего попечения над миром и
осуществляет непрерывное творение. Если Бог, говорит Августин, "отнимет от
вещей свою, так сказать, производительную силу, то их так же не будет, как
не было прежде, чем они были созданы". Бог постоянно творит не только вещи,
но и каждого человека. Подобное самоощущение ярко выражено Августином в
"Исповеди": "Не мать моя, не кормилицы мои питали меня сосцами своими, но Ты
через них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы, Тобою ей
предначертанному, и по богатству щедрот Твоих, которыми Ты
облагодетельствовал все твари по мере их потребностей".
Бог -- это причина познания, ибо все знание дается Божественным
откровением. Поэтому Бог не только причина, но и главный, основной и
единственный предмет познания. "Ибо мудрость у Бога", -- говорит Августин.
Бог -- это наивысшее благо и любовь. Бог -- причина всякого блага и
всякой любви. Более того, Бог -- это и цель любви вообще. В этой любви
человек обязан дойти до полного самоотрицания: "Любовь к себе, -- пишет
Августин -- доведенная до презрения к себе как греховному существу, суть
любовь к Богу, и любовь к себе, доведенная до презрения к Богу -- порок". И
в этом смысле, точка зрения Августина прямо противоположна учениям
эллинистических философов.
Господь для того и одарил человека душой, чтобы тот полностью признал
себя под властью Божиего Промысла. В акте творения души Бог избрал именно
человека, отказавшись от одушевления других природных организмов. При этом,
по убеждению Августина, каждая человеческая душа творится Господом
индивидуально, поэтому души неповторимы.
Человеческая душа имеет начало, но не имеет конца, ибо бессмертна и.
существует после смерти человеческого тела. Душа нематериальна и к ней
непри-ложимы никакие пространственные и количественные характеристики.
Основные же способности души, заложенные в нее Богом -- разум, память и
воля.
Создавая душу, Бог изначально закладывает в нее и стремление к счастью,
как цель человеческой жизни. Поэтому человек обязан использовать все
способности души для достижения счастья. Само же счастье, состоит в
максимальном познании Бога. И в этом случае, разум человеческий становится
главной опорой веры: "Разумей, чтобы верить, -- пишет Августин, и
продолжает, -- верь, чтобы разуметь". Поэтому вера является основой и
исходным пунктом всякого познания. Познания без веры -- греховно.
Высшая форма познания -- это Божественное озарение, сниспосылаемое
Богом человеку, искренне убежденному в вере. В этом Божественном акте уже не
участвует человеческий разум, ибо бессилен перед высшим знанием и мудрость
Бога "человеку доступна быть не может". Сам Господь по своей воле посылает
озарение человеку: "Душа разумная и мыслящая... не может сиять сама по себе,
но сияет в силу участия в ином, правдивом сиянии".
В своем стремлении к счастью человек приходит к познанию добра и зла.
Добро -- это сам Господь. Но откуда берется зло, ведь Бог не может быть
творцом зла? Эту проблему Августин решал опять-таки в неоплатоновском духе.
Все зло в мире происходит от материальной природы мироздания. Все зло в
человеке -- от его материального тела. Уже первое знание Адама и Евы
заключалось в познании ими своей материальной природы и в этом заключалось
их грехопадение. Именно за фетишизирование своей материальности, своей
телесности люди были наказаны Господом и после грехопадения первых людей уже
все их потомки, т.е. каждый человек, не свободны, обременены грехом,
обречены на телесную смерть.
Однако и сама материя, и тело человеческое были созданы Богом,
следовательно, не могли быть источником зла. Здесь Августин приходит к
мысли, что зла как такового не существует. Зло -- это ослабленное,
искаженное материальностью Божественное добро. В этом случае Августин
опирается на платоновское учение об идеях, которые, согласно Платону,
присутствуют в материальных телах, но "портятся", искажаются материей. Так и
добро, поселенное Господом в человеческих душах, не может найти на Земле
своего полного выражения, ибо материальное тело ослабляет его, мешает его
самовыражению.
В результате Августин приходит к отрицанию земной жизни вообще. Земная
жизнь людей -- лишь преддверие жизни вечной, нематериальной, духовной:
"Чтобы душа могла без препятствий погрузить свою сущность в полноту истины,
она начинает жаждать как наивысшего дара бегства и полного избавления от
тела -- смерти".
Исходя из подобного понимания сущности земной жизни людей, Августин
формулирует и основные условия существования человеческого общества. По
Августину, люди обязаны жить по Божественным законам, а не по человеческим.
В этом смысле программной установкой Августина при его анализе смысла
истории человечества можно считать слова: "Когда человек живет по человеку,
а не по Богу, он подобен дьяволу".
Философию истории Августин раскрывает в своей знаменитой книге "О граде
Божием". В его понимании, вся история человечества -- это постоянная борьба
двух божественно-человеческих сил: "Царства Божия" и "царства земного".
"Царство земное" находит свое выражение в создании "светского града",
т.е. представляет собой историю государств, создаваемых людьми. С этой точки
зрения, Августин насчитывал шесть периодов человеческой земной истории, в
соответствии с шестью эпохами, показанными в Ветхом Завете, а также в
сравнении с шестью периодами жизни человека -- младенчество, детство,
отрочество, юность, зрелость и старость. После явления Христа человечество
вступило в пору старости. Иначе говоря, вся предшествующая земная история --
это только преддверие истинной и окончательной истории людей, ибо история
"светского града" всегда была наполнена корыстью, властолюбием, эгоизмом,
свойственными людям, не знающим Слова Божиего.
Провозвестниками истинной истории человечества были те немногие
праведники и пророки, которые еще в "темные века" истории поняли свое
истинное Божественное предназначение. Именно они, немногие, избранные самим
Господом, и составляют на земле "град Божий", как земное выражение "Царства
Божиего". "Град Божий" постоянно и неукоснительно стремился повернуть
"светский град" к истине, открыть всем людям смысл и существо их жизни.
С возникновением христианства "град Божий", по милости Господа,
явившего людям Христа, наконец-то получил свое реальное земное воплощение --
христианскую церковь. Для Августина церковь -- это высшая форма организации
человеческого общества, возможная на земле. Разрабатывая свое учение о
"граде Божием", он создавал теоретическую базу для утверждения христианской
церкви над всеми светскими государствами и государями, ибо "светский град"
обязан подчиниться "граду Божиему", как неистинный истинному. Поэтому он
всегда и во всем был сторонником теократического общества, в котором церковь
главенствует над всеми светскими государствами.
Именно церковь должна стоять во главе человечества после того как
пришел Христос. Ведь человечество вступило в пору старости, а значит, в
скором времени его ожидает смерть. И здесь, в полном соответствии со
Священным Писанием, Августин формулирует учение о конце света -- эсхатологию
(от греч. eshaton -- последний, и logos -- слово, закон). Высший
Божественный смысл истории в том, что человечество, пройдя сквозь тернии и
грехи, вызванные его материальной природой, вновь будет возвращено к Богу.
Погибнув материально, телесно, человечество будет спасено Богом и
воскреснет, возродится духовно, теперь уже на вечные времена. Как говорит
Августин, "произойдет та перемена, которая обещает ангельскую жизнь".
Но спасения достойны далеко не все, а только те, кто еще в земной жизни
доказал свою искренность в вере. "Народ благочестивый восстанет для того, --
пишет Августин, -- чтобы остатки своего ветхого человека переменить на
нового; народ же нечестивый, живший от начала до конца ветхим человеком,
восстанет для того, чтобы подвергнуться вторичной смерти". И только церковь
как "град Божий" вправе решать, кто достоин спасения, а кто нет. Поэтому
земное дело церкви, в понимании Августина, -- постоянная борьба с
язычниками, еретиками и схизматиками за просветление человеческих душ.
Аврелий Августин настолько полно и систематизировано осветил в своих
сочинениях главные проблемы христианской теологии, что в течение нескольких
веков его религиозно-философское учение, по сути дела, было основным
фундаментом всего христианского вероучения. Более того, учение Августина
оказало значительное влияние вообще на всю последующую европейскую
философскую мысль. Помимо собственного вклада Августина в развитие
философского мировоззрения, во многом благодаря ему, в европейской философии
сохранились и нашли свою новую жизнь идеи Платона и неоплатоников. А многие
идеи Августина не утратили своего значения и сегодня.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев