logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело

Но если лучше быть чувствительным, всемогущим, милосердным,

бесстрастным, чем не быть (всем этим): как же Ты чувствителен, если Ты не

тело; или всемогущ, если всего не можешь; или вместе милосерд и бесстрастен?

Ведь если чувствительны только телесные вещи, поскольку чувства существуют

относительно тел и в телесном, то как Ты можешь быть чувствительным, когда

Ты не тело, но высший Дух, который лучше тела?

Но если "чувствовать" есть не что иное, как познавать, и существует не

иначе как ради познания, -- ибо кто чувствует, тот познает соответственно

свойству чувств, как через зрение -- цвета, через отведывание -- вкусовые

качества, то не будет неправильно сказать о нем, что он каким-то образом

чувствует все, что как-то познает. Значит, Господи, хотя Ты и не тело, все

же Ты истинно в высшей степени чувствителен, в том смысле, что Ты в высшей

степени все познаешь, а не в том, в котором животное познает телесным

чувством.