Глава 10
Ответ утверждающим, что Святого Духа не должно ставить наряду с Отцем и
Сыном
Говорят: "не надобно с Отцем и Сыном ставить наряду Святого Духа,
потому что Он и по естеству Им чужд, и по достоинству Их ниже". --
Справедливо можно отвечать им апостольским словом: повиноваться подобает
Богови паче, нежели человеком (Деян. 5, 29.). Ибо, если Господь, предавая
заповедь о спасительном крещении, ясно повелел ученикам крестить вся языки
во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф. 28, 19.). не гнушаясь общения с
Духом; они же говорят, что не надобно ставить Духа наряду с Отцом и Сыном:
то не явно ли противятся они Божию повелению?
Если утверждают, что таковое сочетание у Господа не означает
какого-либо общения и единения; то пусть скажут, как приличнее разуметь
оное, и какой найдется у них другой, более свойственный, образ единения?
Впрочем, если Господь, заповедуя о крещении, не соединял с Собою и с Отцем
Духа, то да не обвиняют и нас в сем соединении; потому что мы не придумываем
и не гаворим ничего инакового с Господом. А если там Дух соединен с Отцем и
Сыном, и никто не дойдет до такого бесстыдства, чтобы утверждать что-нибудь
иное, то и в этом случае да не обвиняют нас, что следуем написанному.
Но на нас обращено уготование брани, на нас устремлена всякая мысль, и
языки хулителей мечут здесь стрелы с большим напряжением, нежели
хрис-тоубийцы метали камни на Стефана. Да не скроется же то, что нападения
их имеют в нас только видимый предлог, в действительности же устремлены в
высоту. Посему, хотя на нас видимо готовят боевые снаряды и засады, против
нас призывают друг друга на помощь, чтобы всякому показать свою опытность
или силу: однако же целью их нападений служит вера; и у всех противников и
врагов здравого учения одно общее намерение -- поколебать твердыню веры во
Христа, ниспровергнув и истребив апостольское предание. По сей-то причине,
как наружно честные должники, громко требуют доказательств из Писаний, и
отвергают не подтвержденное Писанием свидетельство отцов, как не имеющее
никакой силы.
Но мы не отступимся от истины, не предадим ее из робости. Ибо если
Господь сочетание Святого Духа с Отцем предал как необходимый и спасительный
догмат, они же рассуждают иначе, отделяют, отторгают Духа и низводят Его в
природу служебную; то не правда ли, что они хулу свою ставят выше Владычней
заповеди? Поэтому, оставив все споры, рассмотрим сообща с ними, что есть у
нас под руками.
Почему мы христиане? -- Всякий скажет: по вере. А каким образом
спасаемся? Таким, что возрождаемся, именно же, благодатию, подаваемою в
крещении. Ибо чем иначе спастись? -- Ужели, познав сие спасение,
утвержденное Отцем и Сыном и Святым Духом, отступимся от принятого нами
образа учения? Великого сокрушения было бы достойно, если бы теперь
оказались мы более далекими от своего спасения, нежели когда уверовали, если
бы теперь отреклись от того, что тогда приняли. Равна потеря -- умереть ли
не сподобившись крещения, или принять такое крещение, в котором недостает
чего-либо одного из преданного. А кто не сохраняет навсегда того
исповедания, какое произнесли мы при первом нашем введении, когда,
освободившись от идолов, приступили к живому Богу, и кто не содержит его в
продолжении всей своей жизни, как безопасного хранилища, тот сам себя делает
чуждым обетовании Божиих, поступая вопреки собственному своему рукописанию,
какое дал в исповедании веры. Ибо, если крещение для меня -- начало жизни и
этот день, день паки бытия, первый из дней, то очевидно, что всего
драгоценнее и то слово, которое произнес я в благодати сыноположения. Итак,
ужели, обольстившись убеждениями таких людей, изменю тому преданию, которое
вводит меня в свет, даровало мне познание о Боге, и чрез которое стал чадом
Божиим я, бывший дотоле врагом Божиим по причине греха? Напротив того, и
себе желаю отойти ко Господу с сим исповеданием, и им советую соблюсти
неповрежденную веру до дня Христова, сохранить Духа неотлучным от Отца и
Сына, учение о крещении соблюдая и в исповедании веры и в исполнении славы.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев