Глава 1
Предисловие, в котором рассуждается, что исследования необходимы и в
наименее важных частях богословия
Похвалил я твой навык к боговедению и трудолюбию, чрезвычайно
порадовался проницательному и трезвенному рассуждению, по которому
полагаешь, что и одного речения, произносимого о Боге, где бы ни
потребовалось о Нем слово, не должно оставлять без исследования, о любезная
и для меня всех досточестнейшая глава, брат Амфилохий! Ибо, прекрасно вняв
Господню наставлению, что всяк просяй приемлет, и ищай обретает (Лук. 11,
10), благоискусным прошением, кажется, и самого ленивого можешьты возбудить
к участию. А более дивлюсь в тебе тому, что предлагаешь вопросы не для
испытания других, как делают ныне многие, но чтобы доискаться самой истины.
Правда, что много ныне людей, которые слушают и выспрашивают нас;
однако же очень трудно встретить душу любоведущую, которая ищет истины к
уврачеванию неведения. У многих вопросы, как охотничья сеть и неприятельская
засада, заключают в себе скрытый и хитро составленный обман. Они заводят
речи не с намерением приобрести из них что-нибудь полезное, но чтобы, как
скоро найдут ответы несходственными со своим желанием, признать себя
имеющими в этом справедливый предлог к нападению.
Но если несмысленному вопросившу мудрость вменится (Притч. 17, 28); то
какую цену назначим разумному послушателю, который у пророка поставлен
наряду с дивным советником (Иса. 3, 3)? Конечно, справедливость требует, как
почтить всяким одобрением, так вести его далее, соединившись с ним в
ревности, и разделяя все труды с поспешающим к совершенству.
Ибо не мимоходом выслушивать богословские слова, но прилагать старание
-- в каждом речении и в каждом слоге открывать сокровенный смысл, есть дело
не нерадивых в благочестии, но знающих цель нашего призвания; потому что мы
обязаны уподобляться Богу, сколько это возможно для естества человеческого;
уподобление же невозможно без ведения; и ведение приобретается не без
наставлений; начало же учения -- слово, и части слова -- слоги и речения; а
поэтому разбирать и самые слоги не значит удаляться от цели. И если вопросы,
как показалось бы иному, маловажны, то они поэтому не достойны еще
презрения, напротив того, поелику истина уловляется с трудом, повсюду должны
мы следить за нею. Ибо ежели, как искусства, так и уразумение благочестия
усовершаются чрез постепенные приращения, то вводимым в познание ничем не
должно пренебрегать. А кто проходит без внимания первые начатки, как нечто
маловажное, тот никогда не достигнет мудрости совершенных. Ей и ни (Матф. 5,
38) -- два слога, однако же в сих кратких речениях не редко заключаются
лучшее из благ -- истина, и крайний предел лукавства -- ложь. И что еще
говорю о сем? Иный за одно мановение головою при свидетельстве о Христе
признан уже исполнителем всего благочестия. А если это справедливо, то какое
же богословское речение так маловажно, что оно, будет ли хорошо или нет, в
обоих случаях не составит большого веса? Если от закона йота едина, или
едина черта не прейдет (Матф. 5, 18); то безопасно ли будет для нас
преступить и в малости?
А то, о чем требовал ты нашего рассуждения, вместе и мало и велико, --
мало по краткости произносимого (почему оно, может быть, и легко оставляется
без внимания), но велико по силе означаемого, наподобие горчичного семени,
которое менее всякого другого семени, произращающего кустарник, но когда
приложено о нем надлежащее попечение, с развитием сокрытой в нем силы,
возрастает до значительной высоты.
Если же кто, видя наше (употреблю выражение псалмопевца, Пс. 118, 85)
глумление о слогах, посмеется сему, то, пожав плод своего смеха, сам пусть
узнает его бесполезность. Но мы не оставим исследования, уступая людским
укоризнам и признав себя побежденными насмешкой. Я не только не стыжусь
таких предметов, как маловажных, но если, хотя в малой мере, приближусь к их
достоинству, то сам себя почту счастливым, как удостоившийся великого, да и
о потрудившемся со мною в исследовании брате скажу, что для него в этом не
малое приобретение. Посему, хотя вижу, что за немногие речения надобно
выдержать весьма великую борьбу, однако же, в надежде наград, не уклоняюсь
от труда, рассуждая, что слово и для меня самого будет плодоносно, и
слушающим принесет достаточную пользу. По сей-то причине, с Самим, скажу
так, Святым Духом приступаю к изложению. И если угодно тебе, чтобы
утвердился я на пути слова, обращусь несколько к началу предлагаемого
вопроса.
В недавнем времени, когда молился я с народом и славословие Богу и Отцу
заключал двояко, то словами: "с Сыном и со Святым Духом", то словами: "чрез
Сына во Святом Духе", некоторые из присутствовавших восстали против сего,
говоря, что мною употреблены речения странные, и притом противоречащие одно
другому. Ты же, всего более для пользы этих самых людей, а если они
совершенно неисцельны, для безопасности встречающихся с ними, просил меня
изложить ясное учение о силе, заключающейся в сих слогах. Посему, конечно,
должен я говорить кратко, по возможности дав слову какое-нибудь всеми
допускаемое начало.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев