Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
Итак, дорогие сотрапезники, вообразите себе Диотиму, которая с такой
речью обращается к Сократу:
Не бывает, Сократ, вполне прекрасного тела; ибо оно то прекрасно в
одной своей части, но безобразно в другой, то прекрасно сегодня, а завтра
нет или одними почитаемо прекрасным, другими же мерзким. Стало быть,
телесная красота, пораженная безобразием, не может быть чистой, подлинной и
изначальною красотой. Ведь никто не может предположить, что красота
безобразна, как нельзя и подумать, что мудрость -- безумна, а сложение тела
мы считаем то красивым, то безобразным, и в одно и то же время разные люди
по-разному судят о нем. Следовательно, первая и истинная красота -- не в
телах. Добавь к этому, что многие тела обозначаются одним именем красоты.
Значит, во многих телах наличествует одна общая им всем природа красоты,
благодаря которой все они именуются красивыми. И эту единую природу, по-,
скольку она находится в другом, то есть в материи, сочти зависящей от
другого; ведьто, что не может существовать само по себе, еще менее может
зависеть от себя самого. Так от материи ли она зависит? Никоим образом. Ведь
ничто безобразное и несовершенное не может украсить и усовершенствовать себя
самого. А то, что едино, должно происходить от единого. Поэтому эта единая
красота многих тел зависит от одного бестелесного мастера. Единый мастер
всех вещей есть Бог, который через ангелов и душу повседневно дарует красоту
материи мира. Поэтому следует полагать, что мы обнаружим основание красоты в
Боге и Его слугах скорее, нежели в телесном мире. И к ней, я думаю, ты легко
взойдешь, о Сократ, по этим ступеням.
Если бы, о мой Сократ, природа одарила тебя рысьими глазами, способными
проникнуть во все окружающее тебя, это внешне прекрасное тело твоего
Алкивиада показалось бы тебе отвратительным. Так что же ты любишь, друг мой?
Всего лишь внешний вид да разве что цвет влекут тебя, да некое отражение
света и легчайшая тень. Да и тут тебя обманывает суетное воображение, так
что ты любишь скорее свои мечты, чем то, что видишь. Впрочем, чтобы не во
всем тебе возражать, допустим, что Алкивиад твой красив. Но в каких частях
он красив? Во всех, конечно, кроме курносого носа и слишком высоко поднятых
бровей. Все это красиво у Федра, но у него слишком толстые голени. Все это
было бы прекрасно у Хармида, если бы не мешала его толстая шея. Таким
образом, если ты рассмотришь отдельных людей, ни одного ты не похвалишь во
всех отношениях. Ты соберешь отовсюду все, что правильно в каждом из них, и
из наблюдения всех построишь в себе образ, так, что в душе твоей возникнет
соединенный воедино образ человеческой красоты, которая встречается, будучи
рассеянной во многих телах. И каким ничтожным представится тебе, о Сократ,
облик отдельного человека, если ты соотнесешь его с этим [образом], ибо им
ты обязан не столько телам, сколько своей душе. Так возлюби же более ту
красоту, которую создала твоя душа, и душу -- создателя ее, нежели эту
внешнюю, несовершенную и рассеянную красоту. Что же я призываю тебя любить в
душе? Красоту души. Ибо свет есть красота тел, свет же и красота души. Свет
души есть истина, о которой единственно, как кажется, просил в своих
молитвах к Богу твой друг Платон. "Дай мне, боже, -- говорил он, -- чтобы
душа моя стала прекрасной и чтобы то, что относится к телу, не
препятствовало красоте души, и чтобы только мудрого я считал богатым". Здесь
Платон объясняет, что красота души заключается в истине и мудрости, что
людям ее дарует Бог. Единая и тождественная дарованная нам Богом истина в
разных своих следствиях обретает имена различных добродетелей. Поскольку она
раскрывает нам Божественные вещи, она есть мудрость, о которой Платон молил
Бога прежде всего; поскольку раскрывает вещи естественные, она есть наука;
поскольку вещи человеческие -- благоразумие; поскольку учит нас разумному
отношению к другим [так в итал. тексте, в латин.: чтобы мы были
справедливыми] -- она есть справедливость; поскольку делает нас непобедимыми
-- твердость духа; поскольку делает нас спокойными -- называется
умеренностью.
Среди них различаются два рода добродетелей. А именно нравственные и --
более высокие -- интеллектуальные. Интеллектуальные -- это мудрость, наука,
благоразумие. Нравственные -- справедливость, твердость и умеренность
Нравственные из-за их последствий и их гражданской роли более тизвестны,
интеллектуальные же из-за сокрытой в них истины более темны. Кроме того, те,
кто воспитывается в добрых нравах, превосходя других чистотой", легко
поднимаются к интеллектуальным добродетелям. Вот почему я прежде всего
повелеваю тебе рассмотреть красоту души, которая заключена в добрых нравах,
чтобы понять, что у нравов есть единое начало, из-за которого их называют
добрыми. Это единая истина праведной жизни, которая еяниями справедливости,
твердости и умеренности приводит нас к истинному счастью.
Итак, прежде всего возлюби эту единую истину добрых нравов и
прекраснейший свет души. И знай, что ты должен подняться выше нравственных
добродетелей к сияющей истине мудрости, науки и благоразумия, поняв, что они
даруются душе, воспитанной в лучших нравах, и что в них заключен
истин-нейший закон нравственной жизни. Но сколько бы ты ни рассматривал
различные учения мудрости, науки и благоразумия, ты должен понять, что в них
во всех заключен единый свет истины, благодаря которому все они именуются
прекрасными. Вот ее-то, как наивысшую красоту души, я предписываю любить
превыше всего/Но эта единая во многих учениях истина не может быть
первоистиной, ибо, находясь в другом, она распределена во многих уче-ниях. А
то, что содержится в другом, от другого зависит. {Единая истина не рождается
от множества учений. То, что едино, должно исходить из единого. Поэтому
следует, чтобы выше души человека была некая единая мудрость, которая не
разделена в разных учениях, но является единой мудростью и от чьей единой
истины происходит множественная истина людей!
Припомни же, Сократ, что этот единый свет единой мудрости есть красота
ангела, которую ты должен почитать выше красоты тел, ибо не ограничена
местом, не разделяется сообразно частям материи и не тленна. Она выше и
красоты души, так как она вполне вечна и движется независимо от
протяженности времени. Но так как свет ангела сияет в ряду множества идей, а
превыше всякого множества должно быть единство, которое есть источник
всякого числа, необходимо, чтобы он проистекал от единого начала всех вещей,
которое мы именуем собственно Единым. Итак, вполне простой свет собственно
Единого и есть бесконечная красота, ибо он не замутнен грязью материи, как
красота тела, и не меняется с течением времени, как форма души, и не
распадается на множество, как красота ангела. Всякое же качество, отделенное
от чуждых ему добавлений физики, называют бесконечным. Если бы тепло было
заключено в себе самом, не встречая помех от холода и влаги, не отягчаясь
массой материи, оно именовалось бы бесконечным теплом, ибо его сила была бы
свободна и не была бы стеснена границами каких-либо добавлений. Подобным же
образом бесконечен свободный от всякого тела свет, ибо то, что светит по
своей природе, не будучи ограничено чем-то другим, светит без меры и без
границ. Итак, свет и красота Бога, которая совершенно чиста и не ограничена
ничем, вне сомнений, именуется красотою бесконечной. Бесконечная же красота
требует и безмерной любви. А потому молю тебя, о Сократ, люби все прочее в
определенную меру и в определенных пределах; но Бога возлюби бесконечной
любовью, и пусть не знает никакой меры Божественная любовь. Таковы слова
Диотимы к Сократу.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев