logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава 22

О ТОМ, ЧТО БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ СОЕДИНЯЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Впрочем, чтобы и на деле убедиться, как вышесказанное способно углубить

наше понимание, применим его к разысканию о Божественном провидении.

Поскольку, как очевидно из предыдущего, в Боге свернуто все, даже

противоположности, ничто не может избежать Его провидения: сделаем мы

что-нибудь, сделаем противоположное тому или ничего не сделаем -- все уже

было заключено в провидении Бога. Поэтому ничто не случится иначе как

согласно Божьему провидению.

Потом, хотя Бог мог предусмотреть в своем провидении многое, чего не

предусмотрел и не предусмотрит, а также предусмотрел многое, чего мог не

предусматривать, однако ничего ни добавить к Божественному провидению, ни

убавить от него нельзя. Возьмем в сравнении. Человеческая природа проста и

едина. Если даже родится человек, рождение которого никогда не ожидалось, к

человеческой природе ничего не прибавится, как ничего от нее не убавится,

если он не родится, и как ничего не убавляется, когда умирают родившиеся;

причина в том, что человеческая природа свернуто заключает как людей,

которые существуют, так и людей, которые не существуют и не будут

существовать, хотя могли бы. Точно так же, хоть бы случилось то, что никогда

не случится, все равно к Божественному провидению ничего бы не прибавилось,

потому что оно свернуто заключает как происходящее, так и не происходящее,

но могущее произойти.

Теперь, как в материи многое, чего никогда не произойдет, заключено

возможным образом, так, наоборот, все, что не произойдет, но может

произойти, пребывая в Божественном провидении, пребывает там не

потенциально, а актуально, причем отсюда не следует, что оно существует в

[материальной] действительности. Как мы говорим, что человеческая природа

имплицирует и заключает в себе бесконечное число созданий -- ведь она

охватывает не только людей, которые были, есть и будут, но и которые могут

быть, хотя никогда не будут, и тем самым заключает изменчивое неизменным

образом, подобно тому как бесконечное единство заключает в себе всякое

число, -- так Божие провидение имплицирует и то, что произойдет, и то, что

не произойдет, а только может произойти, в том числе противоположные

события, подобно тому как род имплицитно соединяет в себе противоположные

различия.

Наконец, все, что Божие провидение знает, оно знает не по-разному, не в

зависимости от времени; ведь оно знает будущее не как будущее и прошлое не

как прошлое, но вечным образом, и изменчивое -- неизменным образом. В силу

этой непреложности и неизменности ничто не может от него ускользнуть;

недаром все относящееся к провидению считается необходимостью, и

справедливо, потому что все в Боге есть Бог, а Он -- абсолютная

необходимость. Таким образом ясно, что события, которые никогда не

произойдут, пребывают в Божественном провидении вышесказанным способом, хоть

им не предусмотрено сбыться, и что Бог необходимо предусмотрел в своем

провидении то, что предусмотрел, поскольку Его провидение необходимо и

неизменно, хоть Он мог предусмотреть и противоположное тому, что

предусмотрел. Ведь с полага-нием свернутого единства еще не полагается

свернутая в нем вещь, но с полага-нием развертывания [этого единства]

обязательно полагается и его свернутость; скажем, хоть завтра я могу читать

или не читать, что я ни сделаю, я не избегну провидения, охватывающего

противоположности. Словом, что бы я ни сделал, все произойдет согласно

Божественному провидению.

Итак, вышеизложенное учение о том, что максимум предшествует всякому

противоположению, поскольку так или иначе охватывает и свертывает все,

позволило нам узнать нечто истинное о Божественном провидении и других

сходных вещах.