Глава I
Заключение вышесказанного и мнение философа Гвидо Кавальканти
Напоследок Кристофоро Марсупини, муж просвещеннейший, который должен
был исполнять роль Алкивиада, обратился ко мне с такими словами: "Поистине,
рад я премного, о Марсилий, за семью твоего Джованни, что она среди многих и
ученостью и подвигами славнейших рыцарей породила философа Гвидо, хорошо
послужившего государству и превзошедшего всех в свой век остроумием суждений
в ученом состязании, -- того, кто, воплотив как в поведении, так и в стихах
сократическую эту любовь, кратко изложил все, что только было вами сказано".
Так ведь Федр коснулся рождения Эрота, происходящего из чрева хаоса.
Павсаний уже родившегося Эрота разделил на два вида, а именно: небесный и
пошлый. Эриксимах раскрыл его великость, когда показал, что он, разделенный
на две части, присутствует так во всех вещах. Что приводит в действие
присутствие столь великого бога в отдельных существах, объяснил Аристофан,
показывая, что им восполняются люди, рассеченные надвое. Сколь велики его
могущество и совершенство, рассмотрел Агафон, когда подробно представил, что
только он один делает счастливыми людей. Наконец, Сократ, наставленный
Диотимой, вкратце объяснил, что есть Эрот и каков он, откуда произошел,
сколь многие части имеет, куда стремится и насколько силен.
И все это философ Гвидо Кавальканти искуснейшим образом вложил в свои
стихи. Как зеркало, тронутое лучом солнца, в свою очередь светится и
отражением этого света воспламеняет помещенную вблизи против него шерсть,
так, определяет он, часть души, которую называет и омраченным воображением и
памятью, поражается, подобно зеркалу, изображением красоты, занимающей место
самого солнца, как будто неким лучом, воспринятым посредством глаз, --
поражается так, что она сама себе образовывает из него другое изображение,
как бы отблеск первого изображения, благодаря которому, подобно шерсти,
возгорается сила вожделения и любви. Он добавляет, что эта первая любовь,
возженная в чувственном вожделении, возникает от формы тела, воспринятой
посредством глаз. Но сама эта форма запечатлевается в воображении не таким
образом, как она присутствует в материи тела, но без материи, так, однако,
как образ какого-нибудь определенного человека, помещенного в означенное
место и время. Опять же некоторая разновидность такого рода образа тотчас
начинает светиться в уме, каковая, кажется, есть не подобие одного
какого-нибудь человеческого тела, но, скорее, общая сущность и определение
всего рода человеческого. Итак, подобно тому как из образа воображением
воспринятого от тела, появляется в чувственном вожделении, преданном телу,
Эрот, расположенный к чувствам, так из этой разновидности образа в уме и
всеобщей сущности, как в высшей степени далекой от всякого сношения с телом,
иной Эрот рождается в воле, в высшей степени далекий от всякого сношения с
телом. Одного философ помещает в сладострастие, другого -- в созерцание.
Первый, по его мнению, направлен на отдельную форму одного-единстве иного
тела, второй -- на всеобщую красоту всего человеческого рода. Он говорит,
что Эроты противостоят в человеке друг другу и что первый сталкивает его
вниз к жизни звериной и сладострастной, второй возносит его к жизни
ангельской и созерцательной. Он думает, что второй пребывает без всякого
треволнения и обретается в немногих, первый озабочен многими страстями и
овладевает большей частью людей. Вот почему второго он определяет в немногих
словах; в изложении страстей другого он более пространен.
Так как, однако, он самым ясным образом объясняет здесь те самые вещи,
которые вы изложили выше, я не счел нужным разбирать ихтеперь. Достаточно
будет, пожалуй, знать, что этот философ примешал в рождение Эрота некую
бесформенность хаоса, которую вы выше установили, когда таким образом он
говорит, что омраченное воображение освещается и из смешения этой темноты и
этого света ведет свое происхождение Эрот. Кто, кроме того, не узрит в его
словах двоякой любви, то есть божественной и пошлой. И более того, он
возводит первую к красоте божественных сущностей, вторую -- к красоте тел.
Ведь солнце он понимает как божественный свет, луч как форму тел. Наконец,
он полагает, что завершение ее соответствует ее же началам, коль скоро
возбуждение любви увлекает одних вплоть до телесной формы, других -- вплоть
до божественного лика.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев