Глава XV
Выше тела душа, выше души ангел, выше ангела Бог
До сих пор речь шла о двоякой плодотворности души и о двояком Эроте.
Теперь же поговорим о ступенях, по которым Диотима возвышала Сократа от
низших вещей к высшим, ведя его от тела к душе, от души к ангелу, от ангела
к Богу. Что в природе по необходимости существуют эти четыре ступени вещей,
следует доказывать следующим образом.
Всякое тело движимо чем-то иным, приводить же в движение себя самого по
природе своей не может, так как не может действовать само по себе. Но
благодаря присутствия души кажется, что оно движет себя само и благодаря
душе живет. В действительности благодаря присутствию души оно некоторым
образом движет себя, без нее же получает движение только от иного, поскольку
само по себе не обладает надлежащей природой. Душа же собственно обладает
способностью самодвижения. Ибо, присутствуя в теле, она сообщает ему
способность к самодвижению. А тем, что она самим своим присутствием сообщает
другим, она сама должна обладать гораздо раньше и в большей мере. Стало
быть, душа выше тела, поскольку то, что по самой своей сущности может себя
приводить в движение, должно быть выше того, что получает возможность
движения не от себя, а от присутствия другого. Когда мы говорим, что душа
сама себя движет, мы употребляем это слово не в переносном смысле (как это
приписывал Платону Аристотель), но абсолютно, как когда мы говорим, что Бог
существует сам по себе, что Солнце светит и огонь греет сами по себе. Ибо
вдуше нет части, которая бы двигала, и другой, получающей движение, но вся
она сама по себе, то есть по природе своей, движется. Это значит, что она
разумом своим переходит от одного к другому и осуществляет в определенные
промежутки времени дело питания, роста и размножения. Это рассуждение во
времени подобает душе по ее природе, ибо то, что выше ее, охватывает не
отдельные вещи в отдельные мгновения, но сразу все в одно-единственное
мгновение вечности. Вот почему Платон справедливо полагает, что первое
движение и первый промежуток времени находится в душе, откуда и движение и
время переходят в тела. Но так как движению по необходимости предшествует
покой и так как покой совершеннее движения, выше подвижного разума души
следует обнаружить некое неподвижное мышление, которое было бы по природе
своей всем мышлением и всегдашним актуальным мышлением. Душа ведь мыслит не
вся и не всегда, но только некоей своей частью и иногда, и обладает не
бесспорной, но подверженной сомнению способностью мыслить. Следовательно,
чтобы более совершенное стояло выше несовершенного, необходимо выше ума
души, который подвижен, является частью, мыслит непостоянно и не бесспорно,
расположить ум ангела -- неподвижный, цельный, постоянный и несомненный,
чтобы, подобно тому как самодвижущаяся душа расположена выше тела, движимого
от другого, так и выше самодвижущейся души был расположен сам по себе
неподвижный ум [в итал. тексте: ангел]. И как тело от души получает
способность к движению, так что не все, но только одушевленные тела кажутся
движущимися самостоятельно, так и душа от ума получает способность к
мышлению. Ибо если бы ум был присущ душе по ее собственной природе, то он
находился бы во всех душах, даже в душах животных, как способность к
самодвижению. Стало быть, ум присущ душе не первоочередно и не самой по
себе. Почему и следует, что-бы ей предшествовало то, что обладает умом само
по себе и в первую очередь. А таков именно ангел, превосходящий душу.
Но выше ангельского ума по необходимости расположено то начало вещей и
высшее благо, которое Платон в "Пармениде" называет единым. Действительно,
над всем множеством сложных вещей должно находиться простое по природе
Единое. Ведь число проистекает от единого и сложное от простого. Ум же, хотя
и неподвижен, но не представляет собой единство, чистое и простое. Ведь он
мыслит себя самого. А это значит, что в нем существуют три различные вещи:
то, что мыслит, то, что мыслится, и мышление. Ведь различны в нем основания
-- в том, что он мыслит, в том, что он мыслит иное, и в том, что он является
мышлением. Кроме того, он обладает способностью познания, до самого акта
познания вполне бесформенной, которая формируется в познании и, размышляя,
стремится к истине и овладевает ею; из этого видно, что до того он не
обладал истиной. Он содержит в себе все множество идей. Ты видишь, как
велики и разнообразны в ангеле и множественность и сложность. Таким образом,
мы вынуждены расположить прежде его нечто единое, чистое и простое. Прежде
же самого единого мы ничего расположить не можем, ибо истинно единое чуждо
всякому множеству и сложности. Если бы было нечто выше его, то оно от этого
более высокого бы и возникло. А если бы зависело от него, то было бы менее
совершенным, как всякий результат по сравнению со своей причиной. И тогда
оно было бы уже не единым и простым, а состояло хотя бы из двух частей: из
дара, полученного от своей причины, и из недостатка этого дара. Итак,
подлинно единое, как считает Платон и как подтверждает Дионисий Ареопагит,
превосходит все; и оба они считают, что превосходнейшее имя Бога есть
Единое.
Доказательство его великолепия заключается еще и в том, что дар
высочайшей причины должен быть обширнейшим и распространять во всем
превосходство своей мощи. Дар Единого распространяется во всей вселенной.
Ибо не только ум един, и любая душа едина, и всякое тело едино, но даже и
сама бесформенная материя, лишенность вещей, некоторым образом называется
единой. Ибо мы говорим: одно безмолвие, одна тьма, одна смерть. Однако же
дары ума и души на нее [материю] не распространяются. Ведь ум дарует
искусственную красоту и порядок, душа -- жизнь и движение; бесформенная же
первоматерия мира и лишенность вещей чужда красоты и жизни. Итак, Единое,
поскольку его дар распространяется шире, предшествует и уму и душе. На этом
же основании ум, по-видимому, превосходит душу, ибо жизнь, дар души, не дан
всем телам, а ум всем им дарует красоту и порядок.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев