Против искушении алчности
Если ты почувствуешь, что ты или от природы склонен к пороку
сребролюбия, или же дьявол тебя подстрекает к этому, в соответствии с
изложенными выше правилами вспомни о достоинстве твоего призвания: ты был
избран и искуплен только для того, чтобы ты всегда наслаждался высшим
благом. Ведь Бог создал все эти подмостки мира для того, чтобы все служило
твоим потребностям. Как низко, как малодушно не пользоваться вещами тупыми и
ничтожными, а столь сильно восхищаться ими. Отбрось человеческое
заблуждение. Чем станет тогда золото и серебро, как не землей -- красной и
белой? Ты -- ученик бедного Христа, призванный для владения гораздо лучшим,
станешь восхищаться как чем-то великим тем, что презирали все языческие
философы? Великолепно не владение богатством, а презрение к богатству.
Однако мне возражает чернь, носящая только название христиан, и радуется,
что она хитрейшим образом сама себя обманывает. Эти люди говорят: "Сама
необходимость убеждает нас, чтобы мы копили имущество, без которого нельзя
было бы жить. У кого оно более скудное, тот живет слишком неудобно; если оно
значительнее и богаче, то приносит много удобства. Оно сберагает здоровье,
заботится о детях, ссужает друзей, исключает презрение, наконец, и славы
больше у того, кто богаче". Среди нескольких тысяч христиан ты едва сыщешь
одного-другого, кто не говорил бы так и не думал. Однако, чтобы ответить им
на то и на другое, прежде всего потому, что они прикрывают свою алчность
именем необходимости, я хочу противопоставить им, в свою очередь,
евангельскую притчу о лилиях и птицах, живущих один день, -- подражать им
нас убеждал Христос. Хочу противопоставить и то, что Он не разрешил своим
иметь ни сумы, ни даже маленького мешка. Хочу противопоставить то, что Он
приказывает, оставив прочее, прежде всего искать царства Божьего и обещает,
что к этому все приложится. Неужели когда-нибудь не хватало необходимого для
жизни тем людям, которые всем сердцем стремились к благочестию? Ведь как
мало то, что требует от нас природа! А ты измеряешь необходимость не
потребностями природы, а целями желаний. Однако благочестивым людям
достаточно того, чего мало природе. Хотя я, конечно, не очень удивляюсь и
тем, которые вдруг оставляют все свое состояние для того, чтобы бесстыдно
выпрашивать чужое. В обладании деньгами нет греха, но восхищение деньгами
сочетается с пороком. Если богатство течет к тебе, исполни долг доброго
упраляющего. Если отняли его, не терзайся так, будто лишился чего-то
великого, а скорее радуйся, что с тебя сняли опасную ношу. Но того, кто
главным занятием жизни считает собирание сокровищ, кто видит в них нечто
достославное и желанное, хранит их до глубокой Несторовой старости,
возможно, по праву назовут хорошим купцом, однако я никак не назову хорошим
христианином того, кто полностью зависит от себя и не верит обетованиям
Христовым. Как же иначе! Тот, Чья милость щедро кормит и одевает воробушков,
разве обманет благочестивого человека, верящего в Него?
Однако подсчитаем, какие выгоды, как они полагают, приносит богатство.
Во-первых, даже по мнению языческих философов, среди полезных благ богатство
занимает последнее место. И хотя, следуя разделению Эпиктета, за исключением
добродетели духа, все остальное находится вне человека, ничто не находится
до такой степени вне, как деньги, и ничто не приносит меньше выгоды. Даже
если ты один владеешь всем золотом, какое только есть, всеми драгоценными
каменьями, разве станет от этого твой ум хоть на волос лучше, ловчее,
ученее? Разве это благоприятствует телесному здоровью? Разве делает сильнее,
красивее, моложе? -- Но доставляет наслаждения. -- Однако смертоносные. --
Но приобретает честь. -- Однако какую? -- Разумеется, ложную, которую
воздают те, которые восхищаются не иначе как глупостью и нравиться которым
почти оскорбительно. Истинная честь быть хвалимым похваленными, высшая честь
-- Христу понравиться! Истинная честь -- награда за добродетель, а не за
богатства. Сброд уступает тебе, почитает тебя глупец, они восхищаются твоей
одеждой, а не тобой. Почему ты не спустишься в самого себя и не посмотришь
на несчастную бедность своей души? Если бы увидел ее народ, то решил бы, что
тебя следует жалеть столь же сильно, сколь сейчас они превозносят твое
счастье. -- Ноденьги создают друзей. -- Я согласен, од-наколожных. Они
создают друзей не тебе, асебе. Поэтому богач -- наинесчастнейший человек:
ведь он никак не может узнать друзей. Один ненавидит его в душе за скупость,
другой завидует, потому что он богаче; третий, добиваясь чего-то для себя,
поддакивает, улыбается, объедается. Кто с виду любезней всех, молится о
скорейшей смерти. Никто не любит богача настолько, чтобы желать ему жизни, а
не смерти. Нет такого друга, который сказал бы правду. Если даже и найдется
такой, который искренне любит богатого, богатый не может жить без
подозрения. Он считает всех коршунами, которые с нетерпением дожидаются
трупа, мухами, слетающимися на его добро. Поэтому все, что приносит выгоду,
кажется приукрашенным, темным, обманчивым. Богатство приносит очень много
настоящего зла и отнимает очень много настоящего добра. Если ты предпримешь
подсчет прибыли и убытка, то, конечно, обнаружишь, что богатство никогда не
приносит много удобств, но влечет за собой гораздо больше неудобств. Каким
несчастным трудом оно добывается, с каким риском, с какой тревогой
сохраняется, с каким горем утрачивается! По этой причине Христос и называет
богатство терновником, так как тысячью забот оно терзает душевный покой,
слаще которого у человека ничего нет. Оно никогда не утоляет жажду, а
возбуждает ее более и более, ввергает во всякий грех и бездну. Не обманывай
себя попусту, говоря: "Ничто не мешает быть одновременно богатым и
благочестивым". Помни, что сказала Истина: "Легче верблюду пройти сквозь
игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное". У святого Иеронима
сказано ясно и верно, что богатый человек или господин, или наследник зла.
Огромное состояние никогда нельзя ни приобрести, ни сохранить без греха.
Подумай о том, насколько лучшие богатства у тебя отнимают. Каждый, кто
восхищался золотом, ненавидит предрасположенность к добродетели, ненавидит
благородные искусства. Кроме того, один порок алчности Павел называет
идолослужением, с ним у Христа менее всего общего. Ты не можешь служить
одновременно и Богу и маммоне.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев