logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного

Итак, Ты наполняешь все и охватываешь, Ты прежде и после всего. И

впрямь, Ты прежде всего, потому что Ты существуешь до того, как все это

возникло. Но как Ты -- после всего? То есть как Ты после тех вещей, которые

не имеют предела?

Не так ли, что они без Тебя нисколько не могут существовать, а Ты

ничуть не станешь меньше, если даже они возвратятся в ничто? Наверное,

как-то так (надо понимать, что) Ты после них. Или еще может быть так, что о

них можно представить себе, что у них есть предел, а о Тебе -- никак? Тогда

ведь выходит, что у них все равно есть хоть какой-то предел, а у тебя

никакого. А, конечно, то, что не имеет ни в каком случае предела, существует

после того, что каким-то образом ограничено. Или, может быть, также и в том

смысле ты превосходишь все, даже вечное, что Твоя и их вечность Тебе вся

целиком предстоит, тогда как они из своей вечности еще не имеют того, что

грядет, как уже не имеют того, что прошло? Да, и так тоже Ты после всех их,

потому что Ты всегда присутствуешь там -- или, то же самое, -- перед Тобою

всегда присутствует то, к чему (или куда) они еще не пришли.