Джованни пико делла мирандола
(1463--1494)
Происходивший из семьи графов Мирандолы, Джованни Пико с 14 лет изучал
каноническое право, филологию, философию и греческий язык в университетах
Болоньи, Феррары, Падуи и Павии. В 1484 г., будучи во Флоренции, он
познакомился с Марсилио Фичино, Лоренцо Медичи и
другими участниками Платоновской Академии. В 1485--1486 гг. Пико
продолжал обучение в Парижском университете. Вернувшись в Италию, он
углубился в изучение еврейской Каббалы, а также стал учить арабский,
халдейский и еврейский языки. В этот же период Пико закончил несколько
сочинений, в том числе "900 тезисов по философии, каббалистике и теологии",
которые должны были стать основой для публичного диспута в Риме, который
Пико задумал провести в начале 1487 г. В качестве предисловия к "900
тезисам" он написал "Речь о достоинстве человека".
Тезисы к диспуту, разошедшиеся по итальянским университетам,
рассмотрела комиссия, назначенная папой Иннокентием VIII и тринадцать из них
признала еретическими. Необходимо также отметить, что тезисы вызывали
сомнения и у некоторых друзей Пико. В марте 1487 г. диспут был запрещен
решением папы римского. В ответ Пико опубликовал "Апологию" в защиту
тезисов. В результате, решением папы, еретическими были признаны все 900
тезисов. Чтобы не представать перед судом инквизиции, Пико бежал в Париж, но
по дороге его арестовали. От строгого суда его спасло только заступничество
Лоренцо Медичи. Освобожденный из-под ареста, Пико поселился во Флоренции.
Здесь он продолжал свои занятия философией, а в 1493 г. был прощен новым
папой Александром VI. Но творческий путь Пико делла Мирандолы был прерван
ранней смертью -- 17 ноября 1494 г. в возрасте 31 года он умер от тяжелой
болезни.
Помимо уже названных, Пико делла Мирандола принадлежат еще несколько
сочинений: "Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивье-ни", "Гептапл",
"О Сущем и Едином" и "Рассуждение против божественной астрологии".
Джованни Пико делла Мирандола -- яркий представитель гуманистической
тенденции, стремящейся к синтезу многих начал в философии. Сам Пико говорил:
"Для себя же я решил, никому не присягая на верность, пройдя путями всех
учителей философии, все исследовать, изучать все школы". В этой решимости
выразилось его стремление к созданию некой "единой философии", которая,
совокупив достижения всех предшествующих учений, могла бы полностью ответить
на все вопросы ищущего познания истины человеческого разума. Интересно, что
незадолго до смерти Пико высказал мысль о возможности примирить в одном
учении даже Платона и Аристотеля. В этом смысле, он был солидарен со своим
старшим товарищем по Платоновской Академии Марсилио Фичино, который
разрабатывал идею создания "всеобщей религии".
Исследователи отмечают, что мировоззрение Пико делла Мирандола "носит
печать многих влияний": пифагореизма, аристотелизма и аверроизма, платонизма
и неоплатонизма, христианской и арабской схоластики. Серьезно занимался он
изучением популярных в эпоху Возрождения сочинений Гермеса Трисмегиста,
Зороастра, "Халдейских оракулов". Так же как и Фичино, Пико придавал большое
значение магии. При этом он попытался предать магии рациональный смысл,
лишив ее ореола таинственности и "демоничнос-ти". По его убеждению, магия --
это один из способов познания высшего смысла бытия и тайн природы, т.е.
"естественная магия".
Наибольшее внимание Пико делла Мирандола уделял еврейским мистическим
учениям, прежде всего Каббале. В эпоху Возрождения считалось, что Каббала
имеет древнейшие корни и восходит к самому Моисею, поэтому она содержит
глубинные тайные знания, передававшиеся из поколения в поколение. Так считал
и сам Пико. Позднее было установлено, что Каббала появилась намного позднее,
в Средние века, а наиболее завершенный вид она получила в кругу
средневековых испанских евреев XII--XIII вв.
Стоит отметить, что в еврейской теологии Каббала предназначена для
обнаружения тайного смысла Танаха, как следствие познания Божиего замысла о
мире. Каббала основывается на ряде очень специфических способов познания,
напрямую связанных с мистикой и магией, использующих при этом свойства
еврейского языка. Поэтому понять учения Каббалы без досконального знания
еврейского языка невозможно. Это и стало причиной того, что Пико делла
Мирандола занялся изучением еврейского и других древних восточных языков. В
дальнейшем он использовал каббалистические принципы-как один из краеугольных
камней всей своей философской концепции, призывая включить их в сферу общего
знания, наряду с другими древними и современными ему учениями.
В философском отношении мировоззрению Пико делла Мирандола присущи
пантеистические взгляды, сходные с идеями Фичино: Бог как некое абстрактное
единство, обязательно присутствует во всем, однако, являя собой полноту
мира, Бог находится вне мира. По этой причине, Бог, как цельная
самосущность, в принципе непознаваем. Но так как мир одушевлен Им, то
существует возможность познания мира, его души, причем с помощью математики
-- пифагорейским "числом": "Повсюду, где есть жизнь, там есть и душа, а так,
где душа, есть и разум". -- писал Пико делла Мирандола.
Признавая Бога центром мира, Пико в то же время заметно смещает акценты
в сторону человека, что свидетельствует об общей антропоцентрической
направленности его философии. В "Речи о достоинстве человека" он повторяет,
вслед за многими гуманистами, слова, приписываемые Гермесу Трис-мегисту:
"Великое чудо есть человек!". А затем утверждает, что Бог поставил человека
в центре всего мира: "Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было
удобнее обозревать все, что есть в мире". Излагая собственное понимание акта
Божиего творения, Пико делла Мирандола пишет, что Бог создал человека как
"посредника между всеми созданиями", земными и небесными. Человек не имеет
ничего своего собственного, но имеет общее со всем, что было создано Богом,
с каждым отдельным Божиим творением.
Поэтому человек изначально наделен свободой воли, свободой выбора. Он
сам определяет свой образ по собственному решению. Человек может стать
низшим, неразумным существом, а может переродиться в высшее, божественное
существо. Если же человека не удовлетворит ни одно из возможных состояний,
то он может вернуться к своей изначальной единичности, и "став духом единым
с Богом в уединенной мгле Отца, Который стоит над всем, будет превосходить
всех". В сочинении "Рассуждение против божественной астрологии" Пико
подчеркнул, что человек находится вне иных божественных творений: "Чудеса
человеческого духа превосходят чудеса небес... На земле нет ничего более
великого, кроме человека, а в человеке -- ничего более великого, чем его ум
и душа. Если возвыситься над ними, значит возвыситься над небесами..." Таким
образом, в произведениях Пико делла Мирандола ярко прозвучал один из
важнейших тезисов всей философии гуманизма -- судьба человека находится в
руках самого человека, ибо он облечен свободой воли.
Основной путь для совершенствования человека, для приближения к
божественным существам -- познание. Причем познание с использованием всех
имеющихся в арсенале средств: философии, теологии, мистики, магии.
Характерно, что именно философию Пико считал первой и важнейшей ступенью
познания, ибо философия готовит человека к высшему знанию, очищает его
разум, смиряет страсти, успокаивает душу. Итальянский мыслитель утверждал,
что философия, как и познание вообще, не является достоянием избранных,
наоборот, философией должны заниматься все люди: "Без философии нет
человека".
Сочинения Пико делла Мирандола оказали большое влияние на
современников. А "Речь о достоинстве человека", впервые в полном объеме
опубликованная в 1496 г., уже после смерти итальянского мыслителя, стала
одним из самых ярких манифестов всей эпохи Возрождения.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев