Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
О, вкушающий это благо: что будет ему и чего не будет ему?! Истинно,
будет все, чего ни пожелает, а чего не пожелает -- того не будет. Будут же
блага там телесные и душевные, каких "не видел того глаз, не слышало ухо, и
не приходило то на сердце человеку" (1 Кор. 2, 9). Что же ты, человечишко,
рыскаешь по многим странам в поисках благ для души твоей и тела твоего? Люби
одно благо, то, в котором все блага, и довольно. Желай просто блага, которое
есть всякое благо, и будет. Что ведь любишьты, плоть моя, чего желаешь, душа
моя? -- Там, там все, что вы любите, все, чего вы желаете.
Если вас влечет к себе красота -- (знайте, что) "праведники воссияют,
как солнце" (Мф. 13, 43). Если быстрота, или крепость, или свобода тела --
чтобы не было ему никаких преград, -- "пребывают как Ангелы Божий на
небесах" (Мф. 22, 30), ибо "сеется тело душевное, восстает тело духовное" (1
Кор. 15, 44) -- разумеется, подобны ангелам мощью, а не природой. Если жизнь
долгая и непорочная -- там и чистая вечность, и вечная чистота, ибо
"праведники живут вовеки" (Прем. 5, 15) и "от Господа спасение праведникам"
(Пс, 36, 39). Если сытость -- насытятся, "когда явится слава" Божия (Пс. 16,
15). Если питье -- "напьются от изобилия дома Божия" (Пс. 35, 9). Если
сладкозвучное пение -- там хоры ангельские не перестают воспевать Бога. Если
какое угодно вожделение, не грязное, но чистое -- "из потока сладостей Твоих
Ты напояешь их" (Пс. 35, 9).
Если премудрость -- сама премудрость Божия явится им. Если дружба --
они любят Бога больше, чем себя самих, и друг друга так, как себя самих, и
Бог их -- больше, чем они себя сами, так как они Его, и себя сами каждый, и
друг друга любят через Него, а Он себя и их через Себя самого. Если согласие
-- у всех у них будет одна воля, ибо у них не будет никакой другой воли,
кроме одной только Божьей. Если власть -- они вполне будут владеть своей
волей, как Бог-- Своей. Ибо как Бог может все, чего захочет, через Себя, так
они смогут то, чего хотят, через Него; ведь поскольку они хотят не иного,
чем Он, постольку Он хочет всего, чего они хотят; а чего Он хочет -- того не
может не быть. Если честь и богатства -- Бог рабов Своих добрых и верных
поставляет над многими (ср.: Мф. 25, 21; 23), до того даже, что они
"назовутся" и будут "сынами Бога" и Божьими; и где будет Сын его, там будут
и они, "наследники Божий, сонаследники же Христу" (Рим. 8, 17). Если
надежная уверенность -- они наверняка могут в той же мере рассчитывать на
то, что эти блага, или, лучше сказать, это благо от них не отнимется, в
какой могут они рассчитывать на то, что сами по своей воле не отпустят его:
ни Бог любящий не отберет его у своих любимцев против их воли, и ничто
мощнейшее, нежели Бог, против их воли не разлучит их с Богом.
Какова же или сколь велика радость там, где есть такое и толикое благо?
Сердце человеческое, сердце бедствующее, сердце, изведавшее горестей, можно
сказать, задавленное горестями, как возликовало бы ты, когда бы имело всего
этого в изобилии? Спроси у сокровенных глубин твоих, способны ли они держать
радость свою от толикого своего блаженства. Но, конечно, если бы кто-то
другой, кого ты любишь совершенно так же, как себя самого, имел то же самое
блаженство, твоя радость удвоилась бы; ибо ты не меньше радовалась бы за
него, чем за самого себя. А если бы то же самое имели двое или трое, или
гораздо больше того, ты радовалась бы за каждого в отдельности столько же,
сколько за себя, если бы любило каждого в отдельности, как само себя. Стало
быть, в этом совершенном любовном друг друга почитании бесчисленных
блаженных ангелов и людей, в котором ни один не любит другого меньше, чем
себя самого, всякий будет не иначе рад за каждого из остальных, чем как сам
за себя. Тогда, если сердце человеческое от столь большого блага своего едва
может вместить радость свою, как поместит оно столько и столь великих
радостей? И конечно, как каждый сколько любит другого, столько и радуется
его благу -- так в том совершенном счастье всякий, поскольку несравненно
больше возлюбит Бога, чем себя самого и своих близких, поскольку будет
несопоставимо больше радоваться счастью Бога, чем своему собственному и тех,
кто с ним. Но если все они так возлюбят Бога всем сердцем, всей душой, что
притом все-таки всего сердца, всего ума, всей души не хватит на любовь,
достойную Бога, -- ясно, что и возрадуются они всем сердцем, всем умом, всей
душой так, что всего сердца, всего ума, всей души не хватит, чтобы вместить
полноту радости.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев