logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава 7

Ответ утверждающим, что о Сыне прилично говорить не: с Ним, а: Им

Но они утверждают, что "говорить: с Ним, совершенно странно и

необычайно; речение же: Им, и слову Писания есть самое свойственное, и в

употреблении у братии затверженное". Что же скажем им на сие? -- Блаженны

уши, которые не слушали вас, и блаженны сердца, которые спаслись

неуязв-ленными от ваших учений!

А вам христолюбцам скажу, что Церкви известно то и другое

словоупотребление, и что она ни которого из них не отмещет, как исключающего

другое. Ибо, когда берем в рассмотрение величие естества в Единородном и

превосходство Его достоинства, тогда свидетельствуем, что имеет Он славу со

Отцем, А когда представляем себе, что Он подает нам блага, и нас самих

приводит к Богу, и делает Ему своими, тогда исповедуем, что благодать сия

совершается Им и в Нем. Посему речение: с Ним, свойственно славословящим; а

речение: Им, по преимуществу прилично благодарящим.

Но ложно и то, чтобы речение: с Ним, устранено было из употребления

благоговейных. Ибо речение сие употребляют и в селах и в городах все те,

которые, твердо держась своих обычаев, почтеннную древность предпочли

но-визнам, и предание отцев соблюли неповрежденным. А которые наскучили

обыкновенным, и восстали против древнего, как против устаревшего, те

ухватились за нововведения, как и любители нарядов всегда предпочитают

одежду нового похроя общеупотребительной. У сельских жителей и доселе

найдешь издревле употребительное речение: а у сих искусников, ввыкших в

словопрения, слова выкованы по новой мудрости. Посему, что говорили отцы

наши, то говорим и мы; то есть, общая слава Отцу и Сыну; почему вместе с

Сыном приносим славословие Отцу.

Но не то удовлетворяет нас, что таково предание отцев; ибо и отцы

следовали намерению Писания, взяв за основание свидетельства, которые

незадолго пред сим привели мы вам из Писания. Ибо сияние представляется в

мыслях вместе со славою, и образ -- вместе с Первообразом, и Сын необходимо

-- со Отцем; потому что ни последовательная связь имен, ни естество

именуемых не допускают никакого разлучения.