Григории нисский
(335--394)
Наиболее весомый вклад в развитие христианской философии внес младший
брат Василия Великого -- Григорий Нисский, бывший епископом г. Ниссы.
Разрабатывая систему христианского богословия, "каппадокийцы" пришли к
выводу, что лучшим средством толкования догматических истин является
философия. С их точки зрения силы разума должны помочь укреплению
христианской веры, В качестве философской базы теологии они использовали
принципы неоплатонизма.
Особое значение каппадокийские "отцы церкви" придавали обоснованию
догмата Святой Троицы. Григорий Нисский, опираясь на неоплатоническое
учение, утверждал, что три лица Святой Троицы обладают единой Божественной
сущностью, но свое выражение находят в трех ипостасях. Божественная сущность
выражает единство Бога и существует как бы самостоятельно, но вместе с тем
одинаково присутствует в каждой из своих ипостасей. Иначе говоря, каждое из
лиц Троицы как бы отделены друг от друга, особы, но их объединяет единая
сущность.
В своем понимании Святой Троицы Григорий Нисский отходит от
неоплатонического учения, которое рассматривало три основные ипостаси
идеального мира -- Единое, Ум и Мировую Душу -- как своего рода лестницу
снижающегося совершенства.
Усилиями Григория Нисского в христианской теологии закрепилось и
представление о Боге, как нематериальном, бессмертном и непознаваемом
существе. Ведь даже несмотря на все свои философские доказательства существа
Троицы, Григорий Нисский приходил к выводу о том, что Бог, в принципе,
непознаваем. И Символ Веры -- это в конечном итоге не предмет человеческого
знания, а предмет веры, ибо истинное соотношение трех Божественных ипостасей
доступно не столько разуму, сколько вере.
Григорий Нисский вошел в историю религиозной и философской мысли и как
создатель своеобразного учения о человеке. Одним из первых, если не самым
первым из христианских мыслителей, Григорий Нисский формулирует идею о том,
что человек является венцом божественного творения и "царем" всего
сотворенного. В своем трактате "Об устроении человека" отец церкви
утверждает -- Господь сотворил живую и неживую природу ранее сотворения
человека потому, что "Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог
будущему царю". И человек "был призван сразу стать царем подвластного ему".
Лишь человек из всего сотворенного создан по образу и подобию Божию,
ибо именно человеку предназначено Богом воплощать Божественный замысел в
тварном мире: "...Человеческая природа, поскольку приуготовлялась для
начальствования над другими через подобие Царю всего, стала как бы
одушевленным образом, приобщенным первообразу и достоинством, и именем".
В связи с такой трактовкой Божественного замысла, у Григория Нисского
возникает и оригинальное по тем временам объяснение смысла человеческого
существования на земле -- человек должен самостоятельно стремиться к
истинному осознанию Божественного в себе. "Мера того, насколько вы способны
познать Бога, в вас самих", -- утверждает отец церкви.
И тем самым максимально заостряет внимание на проблеме свободы воли в
земной жизни -- человек сам решает, что ему нужно делать и как ему
поступать: "Одному из всех человеку необходимо быть свободным и не
подчиненным никакой естественной власти, но самовластно решать так, как ему
кажется". Более того, в отличие от многих современных и последующих
христианских философов, Григорий Нисский приходит к убеждению, что человек
не может и не должен в земной жизни соблюдать насильно навязываемые ему
христианские добродетели, ибо "добродетель -- вещь неподвластная и
добровольная".
Почему у Григория Нисского возникает такая уверенность в силах и
способностях человека самостоятельно сделать окончательный правильный выбор
между добром и злом? Дело в том, что Нисский поддерживал и развивал учение
Оригена о всеобщем спасении и восстановлении (апокатастасис). В системе
взглядов Григория Нисского посмертное спасение получается человеком не
только не по заслугам вследствие добродетелей, но вообще независимо от
желания спастись. Апокатастасис для всех -- таков непреложный замысел
Создателя.
Круг предопределенных к спасению у Григория Нисского настолько широк,
что включает даже бесов и самого "изобретателя зла". В своем труде "Большое
огласительное слово" Нисский пишет: "Один (т.е. дьявол) употребил обман к
растлению естества, а справедливый, благий и премудрый (т.е. Бог)
измышлением обмана воспользовался для спасения растленного, благодетельствуя
тем самым не только погибшему, но и самому устроителю нашей погибели". Бог
воплотился, пишет Григорий Нисский далее, "освобождая человека от зла и
исцеляя самого изобретателя зла".
И западная, и восточная церкви позднее не приняли эти оригенистские
мотивы в трудах Григория Нисского. После осуждения Оригена на Пятом
Вселенском Соборе в 543 г., мнение Григория Нисского об апокатастасисе тоже
подвергалось критике. Интересно, когда в 1081 году был установлен новый
праздник Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна
Златоуста), то Григорий Нисский не был включен в этот чин "вселенских
великих учителей и святителей".
Другие же компоненты учения Григория Нисского стали достаточно
влиятельными. Так, учение о человеке и его свободе в земной жизни оказало
значительное влияние на формирование не только западного христианства, но и
образа жизни всей западной цивилизации Это учение соответствовало и даже в
какой-то мере предопределило направленность западной цивилизации на
возвеличивание человеческой свободы на земле, что особенно ярко проявилось в
более поздние времена в гуманистических, протестантских и просветительских
теориях.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев