logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

"Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит

(Vв.)

В 532 г. на Константинопольском Церковном Соборе были предъявлены

произведения, которые оказались подписаны именем Дионисия Ареопагита --

жившего в Афинах в I в., обращенного в христианство Апостолом Павлом и

ставшего первым афинским епископом. Об этих событиях упоминается в "Деяниях

Апостолов". В корпус сочинений, приписываемых Дионисию, входят четыре

большие религиозно-философские работы -- "Об именах Божиих", "О таинственном

богословии" ("О мистическом богословии"), "О небесной иерархии" и "О

церковной иерархии", -- а также десять писем. Все эти сочинения были

написаны на греческом языке и переведены на латынь только в IX в.

Позднее было установлено, что произведения, приписываемые Дионисию, на

самом деле были написаны в V в. в Сирии, которая тогда была частью

Византийской империи. Точное имя их автора неизвестно до сих пор, хотя на

этот счет в современной науке существует несколько различных мнений. Поэтому

обычно автора этих сочинений называют Псевдо-Дионисием Ареопа-гитом, а сами

сочинения "Ареопагитиками".

Уже в Эпоху Возрождения было выявлено, что на автора "Ареопагитик"

огромное влияние оказало учение неоплатонизма. Причем, если большинство

христианских философов IV--V вв. опирались на рациональные элементы

неоплатонизма, то в "Ареопагитиках" в большей степени использованы его

мистические черты. Возможность мистического познания Бога -- вот что

проповедуется в сочинениях Псевдо-Дионисия.

Псевдо-Дионисий считает, что у христианского богословия есть два метода

постижения Бога. Первый -- путь положительный (по-гречески --

"ката-фатическая" теология), когда от самых первых, низших понятий (камень,

воздух и т.д.) человек в своем стремлении понять сущность Бога приходит к

высшим понятиям -- Свет, Благо, Мудрость, Любовь, Всемогущество и др. В силу

абсолютности Бога к нему приложимы все его имена, упоминаемые в Священном

Писании. Однако этот путь не ведет к открытию Божественной истины, ибо

человеческими понятиями невозможно выразить сущность Бога.

Поэтому сам Псевдо-Дионисий формулирует так называемый отрицательный

путь познания, или отрицательную (по-гречески -- "апофатическую") теологию.

Суть ее заключается в том, что по отношению к единому и единственному Богу

можно употреблять лишь такие имена, как Сверхблаго, Сверхмудрость,

Сверхбытие и т.д. Используя их, необходимо последовательно отрицать все

возможные имена и понятия, доступные пониманию человека, ибо Бог совершенно

не похож ни на одно из них.

Бог вообще не доступен человеческим чувствам и мыслям, не постигается

ни чувственно, ни умственно, так как находится за пределами человеческого

разумения, "К сокровенному, --пишет Псевдо-Дионисий, -- мы устремляемся,

отрешась от всякой умственной деятельности". И в этом смысле он приходит к

признанию правильности лишь мистического понимания Бога, очень близкого по

своему характеру к неоплатоновскому экстазу.

Если в положительной теологии Бог становится "всеимянным", то в

отрицательной теологии Псевдо-Дионисия утверждается абсолютная

"безымян-ность" Бога. И вообще, неизреченность и непознаваемость Бога -- это

вершина его понимания человеком. В этом заключается главная идея

"Ареопагитик".

Приближенное к истине знание о Боге может совершаться только в качестве

мистических богоявлений: "Если кто-либо скажет, что некоторым святым

непосредственно являлся сам Бог, пусть он из Священного Писания уразумеет и

другое; что сокровенное Божие никто не видел и не увидит, богоявление же

праведникам свершалось через боголепные и соразмерные им видения и

изъяснения".

Господь изливает на все созданное им невидимый сверхъестественный свет,

который описывается в "Ареопагитиках" с необычайной художественностью:

"Божественный мрак -- это тот недосягаемый свет, в котором, как сказано в

Писании, обитает Бог. Свет этот незрим по причине чрезмерной ясности и

недосягаем по причине преизбытка сверхсущностного светолития, и в этот мрак

вступает всякий, кто сподобился познавать и видеть Бога именно через

не-видение и не-познавание, но воистину возвышается над видением и

познанием, зная то, что Бог -- во всем чувственном и во всем

умопостигаемом".

Бог вообще есть "Начало и Конец всех существ": "их Начало, поскольку Он

есть их Причина, их Конец, поскольку Он есть их высшая цель". Своими

световыми излияниями Бог порождает добро и любовь, а уже посредством добра и

любви сотворяет все мироздание. При этом любовь ежесекундно движет всеми

существами и снова ведет их к Богу. Поэтому, в понимании Псевдо-Дионисия, на

пути любви человеку доступ но то, что недоступно на пути разума --

приближение к познанию Бога.

Земной, телесный мир творится Богом в самую последнюю очередь, после

того как он сотворяет мир небесный -- небесную иерархию. В человеческом

обществе Божественный свет находит свое полное отражение только в церкви,

поэтому именно церковная иерархия отражает собой иерархию небесную,

следовательно, сама церковь есть воплощение Божественного света на Земле. И

только церковь способна открыть людям глаза на Божественную истину.

Учение Псевдо-Дионисия стало необычайно популярно и в Восточной, и в

Западной церквах. В Западной Европе "Ареопагитики" стали широко известны в

IX в., когда были переведены на латынь, потому что большинство католических

теологов не знали греческого языка. Западную, а позднее римско-католическую

церковь "Ареопагитики" привлекали своим учением о главенствующей роли церкви

в человеческой жизни.

На Востоке сочинения Псевдо-Дионисия стали известны раньше.

Православные мыслители большее внимание обращали на обоснование

Псевдо-Дионисием возможности мистического познания Бога, ибо именно в

мистике многие из них видели путь к постижению Божественной истины.