"Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
(Vв.)
В 532 г. на Константинопольском Церковном Соборе были предъявлены
произведения, которые оказались подписаны именем Дионисия Ареопагита --
жившего в Афинах в I в., обращенного в христианство Апостолом Павлом и
ставшего первым афинским епископом. Об этих событиях упоминается в "Деяниях
Апостолов". В корпус сочинений, приписываемых Дионисию, входят четыре
большие религиозно-философские работы -- "Об именах Божиих", "О таинственном
богословии" ("О мистическом богословии"), "О небесной иерархии" и "О
церковной иерархии", -- а также десять писем. Все эти сочинения были
написаны на греческом языке и переведены на латынь только в IX в.
Позднее было установлено, что произведения, приписываемые Дионисию, на
самом деле были написаны в V в. в Сирии, которая тогда была частью
Византийской империи. Точное имя их автора неизвестно до сих пор, хотя на
этот счет в современной науке существует несколько различных мнений. Поэтому
обычно автора этих сочинений называют Псевдо-Дионисием Ареопа-гитом, а сами
сочинения "Ареопагитиками".
Уже в Эпоху Возрождения было выявлено, что на автора "Ареопагитик"
огромное влияние оказало учение неоплатонизма. Причем, если большинство
христианских философов IV--V вв. опирались на рациональные элементы
неоплатонизма, то в "Ареопагитиках" в большей степени использованы его
мистические черты. Возможность мистического познания Бога -- вот что
проповедуется в сочинениях Псевдо-Дионисия.
Псевдо-Дионисий считает, что у христианского богословия есть два метода
постижения Бога. Первый -- путь положительный (по-гречески --
"ката-фатическая" теология), когда от самых первых, низших понятий (камень,
воздух и т.д.) человек в своем стремлении понять сущность Бога приходит к
высшим понятиям -- Свет, Благо, Мудрость, Любовь, Всемогущество и др. В силу
абсолютности Бога к нему приложимы все его имена, упоминаемые в Священном
Писании. Однако этот путь не ведет к открытию Божественной истины, ибо
человеческими понятиями невозможно выразить сущность Бога.
Поэтому сам Псевдо-Дионисий формулирует так называемый отрицательный
путь познания, или отрицательную (по-гречески -- "апофатическую") теологию.
Суть ее заключается в том, что по отношению к единому и единственному Богу
можно употреблять лишь такие имена, как Сверхблаго, Сверхмудрость,
Сверхбытие и т.д. Используя их, необходимо последовательно отрицать все
возможные имена и понятия, доступные пониманию человека, ибо Бог совершенно
не похож ни на одно из них.
Бог вообще не доступен человеческим чувствам и мыслям, не постигается
ни чувственно, ни умственно, так как находится за пределами человеческого
разумения, "К сокровенному, --пишет Псевдо-Дионисий, -- мы устремляемся,
отрешась от всякой умственной деятельности". И в этом смысле он приходит к
признанию правильности лишь мистического понимания Бога, очень близкого по
своему характеру к неоплатоновскому экстазу.
Если в положительной теологии Бог становится "всеимянным", то в
отрицательной теологии Псевдо-Дионисия утверждается абсолютная
"безымян-ность" Бога. И вообще, неизреченность и непознаваемость Бога -- это
вершина его понимания человеком. В этом заключается главная идея
"Ареопагитик".
Приближенное к истине знание о Боге может совершаться только в качестве
мистических богоявлений: "Если кто-либо скажет, что некоторым святым
непосредственно являлся сам Бог, пусть он из Священного Писания уразумеет и
другое; что сокровенное Божие никто не видел и не увидит, богоявление же
праведникам свершалось через боголепные и соразмерные им видения и
изъяснения".
Господь изливает на все созданное им невидимый сверхъестественный свет,
который описывается в "Ареопагитиках" с необычайной художественностью:
"Божественный мрак -- это тот недосягаемый свет, в котором, как сказано в
Писании, обитает Бог. Свет этот незрим по причине чрезмерной ясности и
недосягаем по причине преизбытка сверхсущностного светолития, и в этот мрак
вступает всякий, кто сподобился познавать и видеть Бога именно через
не-видение и не-познавание, но воистину возвышается над видением и
познанием, зная то, что Бог -- во всем чувственном и во всем
умопостигаемом".
Бог вообще есть "Начало и Конец всех существ": "их Начало, поскольку Он
есть их Причина, их Конец, поскольку Он есть их высшая цель". Своими
световыми излияниями Бог порождает добро и любовь, а уже посредством добра и
любви сотворяет все мироздание. При этом любовь ежесекундно движет всеми
существами и снова ведет их к Богу. Поэтому, в понимании Псевдо-Дионисия, на
пути любви человеку доступ но то, что недоступно на пути разума --
приближение к познанию Бога.
Земной, телесный мир творится Богом в самую последнюю очередь, после
того как он сотворяет мир небесный -- небесную иерархию. В человеческом
обществе Божественный свет находит свое полное отражение только в церкви,
поэтому именно церковная иерархия отражает собой иерархию небесную,
следовательно, сама церковь есть воплощение Божественного света на Земле. И
только церковь способна открыть людям глаза на Божественную истину.
Учение Псевдо-Дионисия стало необычайно популярно и в Восточной, и в
Западной церквах. В Западной Европе "Ареопагитики" стали широко известны в
IX в., когда были переведены на латынь, потому что большинство католических
теологов не знали греческого языка. Западную, а позднее римско-католическую
церковь "Ареопагитики" привлекали своим учением о главенствующей роли церкви
в человеческой жизни.
На Востоке сочинения Псевдо-Дионисия стали известны раньше.
Православные мыслители большее внимание обращали на обоснование
Псевдо-Дионисием возможности мистического познания Бога, ибо именно в
мистике многие из них видели путь к постижению Божественной истины.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев