Ансельм кентербериискии
(1033--1109)
Ансельм родился в 1033 г. в г. Аосте, в Северной Италии. Уже в
пятнадцатилетнем возрасте он делал несколько попыток уйти в монахи, не
вызвал неудовольствие отца. Лишь после смерти матери, когда отношения с
отцом испортились окончательно, ему удалось исполнить свое желание --
Ансельм ушел из дома и три года скитался по Бургундии и Франции. Затем он
осел в Нормандии, в монастыре Св. Марии, Матери Божи-ей, более известным под
названием "Бек". В монастыре Бек существовала известная школа приора
Ланфранка, усердным учеником которого и стал Ансельм.
В 1060 г. Ансельм принял монашеский постриг, а уже в 1062 г. стал
приором и возглавил школу вместо Ланфранка, которого перевели в другую
обитель. В школе Ансельм преподавал все предметы тривиума, отдавая
предпочтения, как считают исследователи, диалектике. Кроме того, он всячески
заботился о библиотеке монастыря -- поддерживал в ней порядок, приумножал
книжное хранилище. В 1078 г. Ансельм стал аббатом Бекского монастыря.
За несколько лет до этого, в 1066 г. войска нормандского герцога
Вильгельма покорили Англию. Вскоре архиепископом Кентерберийским, т.е.
фактическим главой английской церкви стал Ланфранк. При короле Вильгельме
неоднократно бывал в Англии и Ансельм. Более сложными были отношения
Ансельма с наследником Вильгельма Завоевателя, королем Вильгельмом II Рыжим
(Руфом). В 1093 г., вскоре после смерти Ланфранка, встал вопрос о назначении
нового архиепископа, Выбор многих пал на Ансельма, но воспротивились и новый
король, и сам Ансельм, который предвидел свои будущие разногласия с королем.
И все же назначение состоялось. Правда, и во время торжественной церемонии
Ансельм до последнего сопротивлялся -- епископам не удалось даже силой
разжать его пальцы, чтобы вложить в его руку архиепископский посох, поэтому
они символически прижали посох к его кулаку, да столь сильно, что Ансельм
закричал от боли.
Предположения Ансельма оправдались -- при жизни Вильгельма Рыжего между
королем и архиепископом не раз возникали конфликты. Ансельму приходилось
даже покидать пределы Англии. Впрочем, конфликты по поводу границ светской и
церковной власти возникали у Ансельма и с королем Генрихом, занявшим престол
после Вильгельма Рыжего. В 1103 г. Ансельм вновь был вынужден покинуть
Англию и вернулся только через три года.
Последние три года жизни Ансельм Кентерберийский сильно болел, причем
так ослаб, что уже не мог держаться в седле и потому ездил в повозке. Умер
он 21 апреля 1109 г. В XVI в. при римском папе Александре VI Ансельм был
канонизирован, но позднее эту канонизацию признали неправильной. Лишь в XIX
веке была совершена правильная канонизация.
Ансельм Кентерберийский автор многих богословских трудов, ставших
основой догматического учения римско-католической церкви, в частности, его
перу принадлежит речь, доказывающая необходимость исправления
Никео-Цареградского Символа веры --добавления "филиокве". Еще современники
дали Ансельму "ученое прозвище" -- "чудесный доктор".
По мнению большинства исследователей, Ансельм Кентерберийский --
сторонник неоплатоновского августинианизма. По его мнению, у человека есть
два источника знания -- вера и разум. Но само познание может начинаться
только с веры, ибо все, что хочет человек понять с помощью разума, уже дано
ему в Божественном Откровении. Следовательно, он полностью поддерживал
знаменитый тезис Аврелия Августина: "верую, чтобы понимать".
В то же время, по убеждению Ансельма, между верой и непосредственным
видением Бога есть и среднее звено, а именно -- понимание веры с помощью
разума. Таким образом, хотя разум и не способен полностью постичь то, что
является предметом веры, но он может логически обосновать необходимость
веры, доказать истинность догматов. Именно поэтому в своих работах Ансельм
много внимания уделяет логическим доказательствам религиозных истин.
Одной из главных задач, стоящих перед теологией, Ансельм считал
необходимость разработки логических доказательств бытия Божия. У самого
Ансельма было два варианта такого доказательства. Первый из них, изложенный
в сочинении "Монологион", считается апостериорным, исходящим из опыта.
Ансельм Кентерберийский обращает внимание на тот факт, что все конкретно
сущее, т.е. чувственно данное, "вещное" -- случайно и относительно. Но весь
мир не может быть случайным и относительным, поэтому необходимо признать,
что за случайным и относительным стоит нечто вечное, неизменное и
абсолютное. Например, все вещи -- это некие блага, к которым стремятся все
люди: "Все люди от природы стремятся к благам", -- утверждает Ансельм.
Однако ни одна из вещей не обладает всей полнотой блага. Вещи благи потому,
что в той или иной степени причастны Благу самому по себе, которое является
причиной всех частичных относительных благ. Благо само по себе есть
первичное Бытие, которое превосходит все, что существует -- высшее благо,
высшая сущность, высший индивидуальный Дух. Это Бытие и есть Бог.
Позднее разработанное доказательство показалось Ансельму недостаточно
строгим и слишком громоздким. В новом сочинении, названным им "Про-слогион",
Ансельм избирает иной путь доказательства -- априорное, исходящее из разума.
Причиной избрания подобного пути стало то, что в предыдущем сочинении
Ансельм характеризует "высшее благо" именно как высшее, т.е. сравнивает его
с другими "благами". А ведь Бог обладает таким совершенством, которое
несравнимо ни с какими другими совершенствами. Следовательно, нужно найти
"всего один довод", который доказывает существование Бога. И Ансельм находит
такой довод: "Бог ведь есть то, больше чего нельзя себе представить".
Затем Ансельм выстраивает доказательство истинности своего тезиса, так
сказать, обратного. Он, ссылаясь на Псалмы Давида, приводит пример
существования некоего безумца, который сказал: "нет Бога". Но если он
отрицает Бога, то должен как-то представлять себе -- что есть Бог.
Следовательно, даже безумец, отрицающий Бога, на самом деле имеет Бога в
уме, Но "то, больше чего нельзя себе представить" не может существовать
только в уме человека. Иначе это самое "нечто" было тем, "больше чего можно
представить себе". Значит, "без сомнения, нечто, больше чего нельзя себе
представить, существует и в уме, и в действительности". И далее Ансельм
приводит доказательства того, что Бог -- это совокупность всех совершенств:
он вечен, бесконечен, вездесущ, всемогущ, всеблаг и т.д.
Довод в пользу бытия Божия, приведенный Ансельмом, сразу же вошел в
"золотой фонд" не только схоластики, но и классических проблем философии.
Позднее этот довод признавали такие схоласты, как Дуне Скот, Бона-вентура, в
Новое время -- Декарт, Лейбниц, Гегель. Но были и те мыслители, которые не
принимали этого довода и опровергали его -- Фома Аквинский, Иммануил Кант.
В классическом споре трех главных течений средневековой философии --
реализма, концептуализма и номинализма -- Ансельм КентерберийскиЙ
принадлежит к реалистам. Все три течения сформировались в ходе обсуждения
центральной проблемы схоластической философии -- проблемы универсалий (общих
понятий).
Концептуалисты утверждали, что общие понятия имеют место в нашем уме,
но им соответствует нечто в самих вещах. Номиналисты доказывали, что
носителем общего является слово, имя, "номен", а сами понятия возникают в
процессе познания и вне человеческого разума, т.е. реально не существуют.
Реалисты признавали самостоятельное существование универсалий. Так,
согласно Ансельму, объекты, соответствующие общим понятиям "человек",
"животное" и др., существуют реально. При этом общие понятия существуют до
конкретных вещей, как мысли Творца предшествовали творению мира. Иначе
говоря, он следовал учению Платона об объективном существовании "идей",
которые существуют до возникновения конкретных вещей.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев