logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Джордано бруно

(1548--1600)

Джордано Бруно родился в местечке Нола недалеко от Неаполя. Позднее, по

месту рождения, он сам называл себя Ноланцем. Бруно происходил из семьи

мелкого дворянина, но уже в ранние годы увлекся науками, теологией и еще

юношей стал монахом доминиканского монастыря. Впрочем, исключительно

богословское образование, которое Бруно мог получить в монастыре, вскоре

перестало удовлетворять его поискам истины. Ноланец увлекся идеями

гуманизма, стал изучать философию как древнюю, прежде всего античную, так и

современную. Уже в юные годы четкое выражение приобрела одна характерная

черта Джордано Бруно -- обладая бескомпромиссным характером, он с юных лет и

до конца жизни жестко и бестрепетно отстаивал свои взгляды, не боялся

вступать в споры и диспуты. В этой бескомпромиссности нашел выражение тезис

о "героическом энтузиазме", которое Бруно выдвигал как главное качество

истинного ученого -- в борьбе за истину нельзя испытывать страха даже перед

смертью. Но для самого Бруно героическая борьба за истину всю жизнь служила

источником его бесконечных конфликтов с окружающими.

Один из таких конфликтов, случившийся у молодого монаха с начальством

монастыря, привел к тому, что Бруно пришлось бежать из обители. В течение

нескольких лет он скитался по городам Италии и Франции. Лекции, которые

Бруно посещал в университетах Тулузы и Парижа, тоже нередко заканчивались

жаркими спорами Ноланца с профессорами и студентами. Более всего

итальянского мыслителя возмущала приверженность преподавателей университетов

схоластике, которая, как он считал, уже давно изжила себя. Конфликты с

ученым сообществом продолжались и в Англии, где Бруно посещал Оксфордский

университет.

В эти же годы Джордано Бруно плодотворно работает над собственными

сочинениями. В 1584--1585 гг. в Лондоне были опубликованы шесть его диалогов

на итальянском языке, в которых он изложил системы своего мировоззрения.

Именно в этих сочинениях впервые прозвучали идеи множественности миров,

отрицающие традиционное представление о Земле как центре Вселенной. Эти идеи

вызвали резкое неприятие у римско-католической церкви как еретические,

преступающие церковные догматы. Кроме того, в диалогах Бруно содержалась

жесткая и едкая критика, которой он подверг ученых-схоластов. Вновь

оказавшись в центре конфликта, вызвав неудовольствие ученых кругов, Ноланец

был вынужден покинуть Англию и уехать во Францию.

Вскоре он перебрался в Германию, где читал лекции в разных

университетах. В 1591 г. он опубликовал новый цикл сочинений, представлявших

собой большей частью поэмы, написанные на латинском языке, в которых Бруно

развивал свои философские взгляды.

Весной 1592 г. Джордано Бруно направился в Италию, с намерением

возглавить кафедру математики в Падуанском университете. Но, оказавшись в

Венеции, в мае того же года он был арестован местной инквизицией. Через год,

по требованию самого папы римского, Бруно был выдан римской инквизиции. В

течение нескольких лет, которые он провел в застенках, инквизиторы

добивались у Ноланца отречения от его философских взглядов, как еретических.

Однако Джордано Бруно все это время продолжал оставаться столь же

бескомпромиссным человеком, каким был с юных лет. Наконец, через семь лет

состоялся суд, приговоривший философа к смертной казни -- сожжению на

костре. 17 февраля 1600 года, в юбилейный год папы Климента VIII, когда в

Риме собрались десятки тысяч верующих католиков со всего мира, на Площади

цветов Джордано Бруно был сожжен. История донесла до нас его последние

слова, обращенные к судьям инквизиции: "Быть может, вы с большим страхом

произносите этот приговор, чем я его выслушиваю!"

В 1603 г. все произведения Бруно были зачислены в Индекс запрещенных

книг, а его имя запретили даже упоминать. Лишь в конце XIX столетия вновь

заговорили о бесстрашном философе. 9 июня 1889 г. в Риме на месте казни

торжественно открылся памятник Джордано Бруно. Начались и публикации его

сочинений на разных языках, в том числе и на русском языке.

Перу Джордано Бруно принадлежит большое число произведений, причем

некоторые из них не опубликованы до сих пор и хранятся в рукописях.

В философском отношении наиболее значимыми являются диалоги "О

причинах, начале и едином" и "О бесконечности, вселенной и мирах".

Философские воззрения Ноланца формировались под влиянием многих

предшествующих учений: неоплатонизма, стоицизма, идей Демокрита и Эпикура,

Гераклита, гуманистических теорий. Заметно воздействие концепций

арабоязычных философов Аверроэса и Авиценны, а также еврейского философа

Авицеброна (которого, впрочем, тогда считали арабом Ибн Гебиролем).

Внимательно изучал Бруно и тексты Гермеса Трисмегиста, которого в

собственных сочинениях Бруно называл Меркурием. Большое значение для Бруно

имела теория Коперника о гелиоцентрическом строении Вселенной, послужившая

отправной точкой для его собственных космологических представлений.

Современные исследователи подчеркивают серьезное влияние философии Николая

Кузанского, особенно учения о совпадении противоположностей. Наверное,

только Аристотеля и основывавшихся на нем философов-схоластов Бруно не

принимал вовсе и постоянно критиковал.

Философским контрапунктом учения Джордано Бруно является учение о

совпадении противоположностей, почерпнутое им, как уже говорилось, у Николая

Кузанского. Размышляя о совпадении бесконечного и конечного, высшего и

низшего, Бруно развивает учение о совпадении максимума и минимума. Используя

в том числе и математические термины, он приходит к выводу, что раз максимум

и минимум совпадают, то минимум, как наименьшее, является субстанцией всех

вещей, "неделимым началом". Но так как минимум -- это "единственная и

коренная субстанция всех вещей", то "невозможно, чтобы она имела точное

определенное имя и такое название, которое обладало бы положительным, а не

отрицательным значением". Поэтому сам философ подчеркивает, что следует

различать три рода минимумов: в философии -- это монада, в физике -- атом, в

геометрии -- точка. Но разные наименования минимума не отменяют главного его

качества: минимум, как субстанция всех вещей, является основой всего, в том

числе и максимума: "Так, субстанция вещей нисколько не изменяется, она

является бессмертной, ее не рождает никакая возможность и никакая не

уничтожает, не портит, не уменьшает и не увеличивает. Благодаря ей рождаются

рожденные и в нее они разрешаются".

Учение о совпадении минимума и максимума переносится Бруно и в

теологию. Его представления о Боге можно охарактеризовать как пантеизм: "Бог

есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем и повсюду, не вне и

над, но в качестве наиприсутствующего", -- писал Ноланец. Развивая свои

пантеистические представления, Бруно утверждает: "Природа... есть не что

иное, как Бог в вещах". Таким образом, в теологическом плане итальянский

мыслитель сближает Бога и природу, а в философском -- форму и материю. В

результате саму материю Бруно называет не иначе как "божественное бытие в

вещах", тем началом, которое "все производит из собственного лона".

Следовательно, мир, в каждом элементе которого присутствует Бог,

является одушевленным: "Мир одушевлен со всеми его членами". При этом душа

-- это "ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой

вещи". Бруно близка неоплатоническая идея о Душе Мира, как формирующей силе,

поэтому в его диалогах Душа Мира иногда подменяет собой Бога, ибо является

неким мировым Разумом (интеллектом).

Учение о совпадении противоположностей, пантеистическая трактовка

сущности Бога и признание всемирной одушевленности материального бытия

приводят Джордано Бруно к утверждению идеи абсолютного единства мира:

"Вселенная едина, бесконечна, неподвижна. Едина, говорю я, абсолютная

возможность, едина действительность, едина форма, или душа, едина материя,

или тело, едина вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее". Таким

образом, вселенная "в своем бытии заключает все противоположности в единстве

и согласии". Поэтому он приходит к выводу, что "все вещи находятся во

вселенной и вселенная во всех вещах; мы в ней, она -- в нас". Именно

единство -- это "единое вечное" в мире.

Познание единства мира, по убеждению Джордано Бруно, является главной

целью познания вообще. "Те философы, -- пишет он, -- которые нашли это

единство, обрели себе в подруги мудрость". Продолжает: "Мудрость, истина,

единство фактически являются одной и той же вещью".

Сами способы познания и их взаимоотношения, Бруно определяет также, как

и Николай Кузанский: чувственное познание (sensus) служит основой

рассудочного познания (ratio), которое, в свою очередь, является фундаментом

разумного или интеллектуального познания (intellectus). Правда, Бруно

придает гораздо меньшее значение чувственному познанию, зато он верил в

бесконечные возможности разума.

Анализируя свойства разума, Бруно, в отличие от Кузанца, не употребляет

латинского понятия "интуиция", а использует понятие "ум" ("mens", которое

можно перевести и как "дух"). Задача "ума" состоит в том, чтобы вносить

высшее единство в познавательную деятельность человека, доводя его до

постижения единства мира, выражаемого божественной субстанцией.

Само познание представляет собой познание совпадений

противоположностей, прежде всего максимума и минимума: "Кто хочет познать

наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и

максимумы противоречий и противоположностей. Глубокая магия заключается в

умении вывести противоположность, предварительно найдя точку объединения",

-- писал Ноланец.

Интересным в этом отношении представляется мнение Бруно, что любое

познание с помощью "ума" ("интеллекта") должно сводиться к упрощению, т.е. к

познанию минимума как субстанции всех вещей: "Когда интеллект хочет понять

сущность какой-либо вещи, он прибегает к упрощению, насколько это возможно;

я хочу сказать, что он удаляется от сложности и множественности, сводя

преходящие акциденции, размеры, обозначения и фигуры к тому, что лежит в

основе всех вещей". В этом случае, по мнению Бруно, "интеллект ясно этим

показывает, что субстанции вещей состоит в единстве, которое он ищет в

истине или в уподоблении".

Космологические представления Джордано Бруно также определялись его

учением о единстве вселенной. Используя мысль Николая Кузанского о том, что

центр универсума находится повсюду, а окружности у него в сущности нет

нигде, Бруно не только дополняет теорию Коперника, но и развивает ее,

утверждая в духе Демокрита идею множественности миров. Иначе говоря, Солнце

не может быть центром вселенной, ибо центр находится повсюду. И границ

вселенной не существует. Следовательно, не только наша Земля является одной

из планет Солнечной системы, но и сам Солнце -- это лишь одна из

бесчисленных звезд. Следуя этой логике, Бруно пришел к выводу, что и у

других звезд, так же как и у Солнца, должны существовать планетные системы.

Более того, множество миров, существующих во вселенной, являются столь

же одушевленными, поскольку одушевленным является и наш мир. Та-ким образом,

Бруно приходит к убеждению, что миры вселенной не просто одушевлены, но и

населены, ибо необходимы носители Души Мира. При этом итальянский мыслитель

предполагал существование разных форм жизни, чувственной и разумной,

отличной от тех, которые существуют на Земле.

Учение Джордано Бруно стало логическим завершением развития всей

гуманистической мысли Западной Европы XIV--XVI вв., доведя до абсолюта

философский потенциал, заложенный в гуманизме. В дальнейшем

западноевропейская философия стала развиваться по пути углубленного познания

естественных причин существования мира.