Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
Публикуются по: Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1. Ч.
2. С. 788--794. Перевод С. С. Аверинцева.
[ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ РАЗУМОМ И ВЕРОЙ]
Учитель. Итак, пусть никакой авторитет не отпугивает тебя от положений,
внушаемых правильным рассмотрением по законам разума. Истинный авторитет не
противоречит правильному разуму, так же как правильный разум -- истинному
авторитету. Ведь не может быть сомнения, что оба проистекают из одного и
того же источника, а именно из божественной мудрости ("О разделении природы"
I, 66, 511 В).
Учитель, Тебе, я полагаю, небезызвестно, что первичному по природе
принадлежит больше достоинства, нежели первичному по времени. Ученик. Это
известно едва ли не каждому. Учитель. Мы знаем, что разум первичен по
природе, авторитет же -- по времени. Ведь хотя природа сотворена тогда же,
когда и время, однако авторитет возник не от начала времени и природы. Разум
же вместе с природой и временем произошел из первоначала вещей. Ученик. И
этому учит нас разум. Авторитет рождается из истинного разума, но разум
никогда не рождается из авторитета. Ведь всякий авторитет, не подтверждаемый
истинным разумом, представляется слабым. Но истинный разум, нерушимый и
незыблемый благодаря своим собственным силам, не нуждается ни в какой
поддержке со стороны авторитета. Притом мне кажется, что сам истинный
авторитет есть не что иное, как истина, изысканная силой разума и в
записанном виде переданная святыми отцами в назидание потомкам. Или, может
быть, ты полагаешь иначе? Учитель. Никоим образом. Стало быть, для решения
предлежащих нам задач следует обращаться прежде всего к разуму и лишь затем
к авторитету ("О разделении природы" I, 69, 513 А).
Не было бы нужды и приводить суждения святых отцов -- тем паче, что
большинству они известны, -- если бы не возникала насущная необходимость
защитить умозаключение против тех, кто ничего не смыслит в умозаключениях и
больше доверяет авторитету, нежели разуму ("О разделении природы" IV, 9, 781
С).
Я не настолько запуган авторитетом и не до такой степени робею перед
натиском малоспособных умов, чтобы не решиться открыто провозгласить
положения, ясно составленные и без всякого сомнения определенные истинным
разумом, в особенности же когда приходится рассуждать о таких материях
только среди мудрых, для которых нет ничего сладостнее, нежели внимать
истинному разуму ("О разделении природы" I, 67, 512 В).
Поскольку всякий род благочестивого и совершенного учения, посредством
которого и наиприлежнейше изыскивается, и наиочевиднейше обнаруживается
порядок всех вещей, основывается на той науке, которую греки имеют
обыкновение именовать философией, мы полагаем необходимым сказать несколько
слов о ее разделах или частях... Но разве рассуждать о философии -- это не
то же самое, что изъяснять правила истинной религии, посредством которой
первую и высшую причину всех вещей -- Бога -- и смиренно почитают, и разумно
исследуют? Итак, истинная философия есть истинная религия и, обратно,
истинная религия есть истинная философия ("О предопределении" I, 357 С - 358
А).
Важнейший и едва ли не единственный путь к познанию истины -- сначала
познать и возлюбить самое человеческую природу... Ведь если человеческая
природа не ведает, что совершается в ней самой, как она хочет знать то, что
обретается превыше ее? ("О разделении природы" II, 32, 610 D -- 611 А).
Ведь нас не отговаривают, а, напротив, поощряют исследовать себя самих;
как сказал Соломон: "Если не познаешь самого себя, ступай на пути скотов".
Ведь не далеко ушел от бессловесных животных тот, кто не ведает ни себя
самого, ни общей природы рода человеческого. И Моисей говорит: "Внимай
самому себе" (Втор. IV, 9) и читай, как бы в книге, историю действований
души. Ведь если мы не желаем познать и исследовать самих себя, это очевидным
образом означает, что у нас нет стремления возвратиться к тому, что превыше
нас, а именно к нашей причине; и через это нам придется лежать в плотском
гробе материи и в той смерти, которая есть невежество. Ибо нет иного пути к
чистейшему созерцанию первообраза, кроме возможно более точного познания
ближайшего к нему отражения его. Ведь между первообразом и подобием, то есть
между Богом и человеческим естеством, нет ничего посредствующего ("О
разделении природы" V, 31, 941 В).
["ПРИРОДА" КАК ПРЕДЕЛЬНО ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ЕЕ РАЗДЕЛЕНИЕ]
Когда я часто искал и размышлял прилежнее, чем это позволяли мои силы,
мне представлялось, что для всех вещей, которые либо доступны восприятию
ума, либо превышают его усилия, первейшее и предельное разделение есть
разделение на сущее и не-сущее, и для всего этого имеется общее обозначение
-- по-гречески physis, а по-латыни natura ("О разделении природы" I, 1, 441
А). Мне представляется, что разделение природы по четырем различиям
допускает четыре вида: во-первых, творящий и не сотворенный; во-вторых,
сотворенный и творящий; в-третьих, сотворенный и не творящий; в-четвертых,
не творящий и не сотворенный ("О разделении природы" I, 1, 441 В).
Мы говорим, что целокупная природа имеет формы в том отношении, что от
нее некоторым образом обретает формы наше разумение, когда пытается ее
рассматривать, ибо сама по себе целокупная природа не повсюду обретает
формы. Если справедливо наше утверждение, что она объемлет в себе Бога и
тварь, то в качестве творящей она сама не приемлет в себе никаких форм, но
сформированные ею природы являют многообразие форм ("О разделении природы"
II, 1, 525 В--С).
[БОГ, ЕГО АТРИБУТЫ, ПОЗНАВАЕМОСТЬ И ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ]
Учитель. Скажи, прошу тебя: неужели высшая, простая и божественная
природа принимает какие-либо акциденции? Ученик. Прочь такую мысль! Учитель.
Неужели она сообщает какому-либо предмету акциденции? Ученик. И этого я не
сказал бы; иначе она представится страдательной, изменяемой и восприимчивой
к иной природе. Учитель, Итак, она не приемлет никакой акциденции и не
сообщает никому. Ученик. Безусловно, никакой и никому. Учитель. Действие и
испытание действия суть акциденции? Ученик. И это -- аксиома. Учитель. Стало
быть, высшая причина и высшее начало всех вещей, которое есть Бог, не может
ни действовать, ни испытывать действие. Ученик. Это умозаключение загнало
меня в тупик. Если я объявляю его ложным, то сам разум, пожалуй, осмеет меня
и не позволит легкомысленно взять назад данное согласие. Если же я признаю
его верным, то с необходимостью последует вывод, что положение о действии и
испытывании действия, коль скоро я его принял, распространяется и на прочие
всякого рода глаголы действительного и страдательного залогов, как-то: Бог
не может любить и быть любимым, не может двигать и быть движимым, более
того, не может ни быть, ни существовать. Но если это так, видишь ли ты,
скольким и сколь острым стрелам Священного Писания я себя подставлю? Мне
кажется, отовсюду свистят эти стрелы и вопят, что наш вывод ложен. Кроме
того, я думаю, что ты и сам понимаешь, до чего трудно внушить такие мысли
простым душам; ведь даже уши тех, кто кажется мудрым, при таких словах
цепенеют от ужаса. Учитель. Не дай запугать себя. Сейчас мы должны следовать
разуму ("О разделении природы" I, 63, 508 В--D).
В каком смысле можно сказать, что Бог предведает нечто предведением или
предопределяет предопределением, коль скоро для Него нет будущего, ибо Он
ничего не ожидает, и нет прошедшего, ибо для Него ничто не преходит? Подобно
тому как в Нем нет пространственных отстояний, так нет в Нем и временных
промежутков ("О предопределении" IX, 392 В).
Богу со-вечно и со-сущностно Его созидание... Для Бога нет различия
между Его бытием и Его деланием, а Его бытие и есть в то же время
созидание... Когда мы слышим, что Бог все создал, мы должны понимать под
этим не что иное, как то, что Бог есть во всем, то есть что Он существует
как сущность всех вещей ("О разделении природы" I, 72, 517 D--518 А).
Итак, в Боге нет различия между Его бытием и волей, или созиданием, или
любовью, или милосердствованием, или взиранием, слушанием и прочими
действиями подобного рода, которые, как мы говорили, могут называться в
связи с Ним, а дблжно принять, что все это в Нем есть одно и то же и
присутствует в Его неизреченной сущности в том же смысле, в каком Он
дозволяет Себя обозначать ("О разделении природы" I, 73, 518 С--D).
И таково осмотрительное, и спасительное, и соборное и исповедание
касательно Бога, согласно которому мы сначала следуем катафатике, то есть
утверждению, и приписываем Богу различные предикаты, либо через имена
существительные и прилагательные, либо через глаголы, но не в собственном, а
в переносном смысле, а затем переходим к апофатике, то есть отрицанию, и
отрицаем все утвердительные предикаты, притом уже не в переносном, а в
собственном смысле. Ведь более истинно отрицать, что Бог есть нечто из того,
что о Нем говорится, нежели утверждать, что Он есть [нечто из этого];
наконец, сверхсущностная природа, которая творит все и не творима, должна
быть сверхсущностно сверхвосхваляема ("О разделении природы" I, 76, 522
А--В).
Ведь мы не узрим Самого Бога через Него самого, ибо так Его не зрят
даже ангелы; это и невозможно для какой бы то ни было твари. Ведь Он, по
слову апостола [Павла], "один имеет бессмертие и во свете живет
неприступном" (1 Тим. VI, 16). Созерцать же будем некие богоявления,
совершаемые Им в нас ("О разделении природы" I, 8, 448 В--С).
Если Бог познает Самого Себя [познает], что Он есть, разве Он не
определяет Самого Себя? Ибо все, относительно чего постигнуто, что оно есть,
может быть определено Им Самим или кем-то иным. Но в таком случае Бог не
всецело, а лишь в частном отношении беспределен, если не может быть
определен лишь тварью, Самим же Собою -- может; иначе говоря, Он пребывает
предельным для Самого Себя и беспредельным для твари ("О разделении природы"
II, 28, 587 В).
Как же беспредельное может быть в чем-то определено самим собою или в
чем-то постигнуто, если оно познает себя сущим превыше всего предельного и
беспредельного, предельности и беспредельности? Следовательно, Бог не знает
о Себе, что Он есть, ибо Он не есть никакое "что"; ведь Он ни в чем
непостижим ни для Самого Себя, ни для какого бы то ни было разумения ("О
разделении природы" II, 28, 589 В).
Никто из благочестиво познающих и посвященных в божественные таинства,
услышав о Боге, что Бог не может постичь Самого Себя, что Он есть, не должен
понимать это в ином смысле, нежели что Сам Бог, который не есть никакое
"что", совершенно не ведает в Себе Самом, что Он не есть... Ученик. Твои
слова об этом дивном божественном неведении, в силу которого Бог не
постигает, что Он Сам есть, представляются мне, сознаюсь, хотя и темными,
однако не ложными, но истинными и правдоподобными. Ведь ты утверждаешь не
то, будто Бог не знает Себя Самого, а лишь то, что Он не знает, что Он есть
("О разделении природы" II, 28, 589 В -- 590 С).
Ученик, Но меня сильно занимает, каким же образом неведение присуще
Богу, для Которого ничего не скрыто ни в Нем Самом, ни в происходящем от
Него. Учитель. Так напряги свой ум и прилежно поразмысли над вышесказанным.
Ведь если ты чистым духовным взором усмотришь силу вещей и слов, ты с
величайшей ясностью, ничем не замутненной, уразумеешь, что Богу не присуще
никакого неведения. Ибо Его неведение есть неизреченное постижение ("О
разделении природы" II, 28, 593 С).
Ученик. Ибо яснее солнечного луча, что под божественным неведением
должно разуметь не что иное, как непостижимое беспредельное божественное
знание. Ибо то, что святые отцы (имею в виду Августина и Дионисия)
наи-правдивейше говорят о Боге (Августин: "Бог лучше познается через
неведение", а Дионисий: "Неведение Его есть истинная мудрость"), следует,
как я полагаю, относить не только к умам, благочестиво и прилежно Его
взыскующим, но и к Нему же Самому... И насколько Он не постигает Себя как
нечто существующее в вещах, Им сотворенных, настолько же Он постигает Себя
как сущее превыше всего, и потому неведение Его есть истинное постижение. И
насколько Он не знает Себя в сущих вещах, настолько же Он знает, что
возвышается надо всем; и потому через незнание Себя Самого лучше знает Себя
Самого. Ибо лучше знать себя удаленным от всех вещей, нежели если бы Бог
знал Себя включенным в число всех вещей ("О разделении природы" II, 29, 597
С-598 А).
Разве что кто-нибудь сказал бы так: Бог объемлет Себя лишь в том смысле
что сознает Себя необъемлемым; постигает Себя [лишь] в том смысле, что со
знает Свою непостижимость; разумеет Себя [лишь] в том смысле, что сознае что
ни в чем уразуметь его невозможно. Ибо Он превосходит все, что есть и может
быть ("О разделении природы" Ш, 1, 620 D).
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев