Предисловие
В IV--V вв. в Европе происходят глобальные геополитические изменения.
Римская империя сначала распадается на два отдельных государства -- Западную
и Восточную империи. Затем под давлением варварских племен Западная Римская
империя прекращает свое существование, и вместо нее в Западной Европе
образуются государства, основанные различными племенами варваров, а на
Востоке возникает новое государство -- Византийская империя.
С момента распада Римской империи начинается новый период в истории
Европы, получивший позднее название "Средние века" и продолжавшийся до XV в.
Начало Средних веков совпало с коренными переменами в области
религиозных и мировоззренческих представлений народов Европы. На смену
античным религиям, а также языческим религиям различных народов, заселивших
Европу, приходит христианство. В дальнейшем христианство становится основой
мировоззренческой системы всей европейской цивилизации. Поэтому и философия
в эпоху Средних веков существует прежде всего как христианская философия.
Христианство как религия возникло в первой половине I в. н. э. на
Ближнем Востоке. Оно выросло из недр религии древних евреев -- иудаизма. На
протяжении нескольких веков иудаизм формировался как монотеистическая
религия: древние евреи верили в существование единого бога -- Яхве (Иегова).
В этом состояло основное отличие их религии от религий большинства соседних
с ними народов в том числе греков и римлян, у которых сохранялись
политеистические религиозные убеждения.
По верованию древних евреев Яхве избрал их народ как единственный,
достойный божественного заступничества, поэтому они являются "избранным
народом" среди других народов. Несмотря на все беды, постигшие древних
евреев, Яхве не оставляет их без своего покровительства, и со временем
произойдет явление посланника Яхве, Мессии (Сына Божиего) на Землю. Мессия
принесет евреям новое слово Божие, откроет им Божественную истину, спасет их
от грехов, а другие народы будут подвергнуты жестокому наказанию за свое
неверие.
История древних евреев, религиозные заповеди иудаизма, а также
пророчества явления Мессии были изложены в их священных книгах, объединенных
под общим названием Танах.
В ЗО-х гг. I в. н. э. в Иудее, тогда являвшейся одной из провинций
Римской империи, появился человек, которого некоторые верующие евреи и стали
считать Мессией, Сыном Божиим. По некоторым сохранившимся сведениям этого
человека звали Йешуа -- Спаситель. Уверовавшие в его Божественное
происхождение, называли его Йешуа Машиах, что в переводе с древнееврейского
означает Спаситель Помазанник Божий. Позднее это имя стало более известно в
древнегреческой транскрипции -- Иисус Христос.
Однако большинство евреев, и в первую очередь древнееврейские
священники, не приняли Иисуса, и прежде всего потому, что учение, которое он
проповедовал, было направлено не только и не столько евреям, сколько всем
людям, поверившим в единого Бога и в Иисуса как Сына Божиего, независимо
оттого, к какому народу и к какой религии эти люди принадлежали до принятия
истинной веры в единого Бога. В этом вопросе заключается основное различие
иудаизма и христианства.
В итоге, Иисус по требованию древнееврейских священников был осужден на
казнь и распят на кресте. Но, как Сын Божий, Иисус воскрес на третий день
после распятия и окончательно доказал всем своим приверженцам истинность
проповедуемого им учения.
Первые ученики Иисуса Христа -- апостолы -- стали первыми
распространителями этого учения, и в скором времени в разных районах Римской
империи появились христианские общины. Сначала учение Иисуса Христа
распространялось изустно, но уже во второй половине I в. появляются первые
записи о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа, которые стали называть
Евангелиями -- от древнегреческого слова "евангелие" -- Благая Весть,
Радостная Весть.
На основе Евангелий, считающихся Святыми книгами, и начало постепенно
складываться новое религиозное учение, значительно отличающееся и от религии
греков и римлян, и от религии древних евреев. Эта религия по имени своего
основателя и стало называться христианством.
Христианство многое изменило в жизни людей, даже отношение к самому
времени, ибо с тех пор, как христианство стало господствующей религией у
всех европейских народов, само летоисчисление стало вестись или от момента
библейского сотворения мира (в России такое летоисчисление существовало до
XVIII века), или же от Рождества Христова. И недаром, христианские народы
называют период времени, начавшийся с Рождества Христова, новой эрой.
Учитывая огромное влияние, которое оказало христианское мировоззрение
на развитие культуры и мировосприятия вообще у всех европейских народов, мы
с полным правом можем назвать современную европейскую цивилизацию
христианской цивилизацией.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев